Узоры северных народов

Узоры северных народов

Алёна Тарасова
Воспитательский час «Орнаменты народов Севера»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС

«Орнаменты народов Севера»

выполнила: воспитатель семейной группы

Тарасова Алена Анатольевна.

Цели: Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, приобщение северного орнамента его возрождениям, традициями наследиям. использование орнамента при украшении одежды и предметов быта.

1. Расширить кругозор учащихся при знакомстве с северными национальными орнаментами.

2. Привить интерес к культуре северных народов.

3. Воспитывать любовь к национальным видам искусства.

1. Актуализация знаний (вводная беседа).

2. Введение нового материала (знакомство с разнообразными орнаментами северных народов ЯНАО).

3. Организация самостоятельной работы:

• последовательность выполнения и оформления ягушки или малицы.

• повторение правил безопасного поведения.

5. Практическая работа:

• оформление сувенира. оформления ягушки или малицы.

6 .Наглядное пособие.

-трафарет ягушки, трафарет орнамента.

Рефлексия (подведение итога занятия).

Уборка рабочего места.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поговорим о культуре народов Севера. Я познакомлю вас с северными орнаментами, ведь

орнамент – это не только украшение — узор из одинаковых повторяющих элементов, это своеобразная система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всём его жизненном пути от рождения до смерти.

Каждый орнамент имеет своё название. По орнаментам можно узнать, откуда прибыл её носитель, богат он или беден, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена. Образный язык народа складывался на протяжении многих столетий. Он вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритм и дыхание.

Воспитатель: Герб автономного округа состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя. В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева, соединен лазоревой лентой.

Ребята, скажите, пожалуйста, как называется эта лента?

Воспитатель: Правильно, орнамент. Цвет орнамента бело-сине-красный горизонтальный рисунку флага автономного округа. Орнамент отображает символ оленя — богатства северных народов.

Ребята, скажите, зачем нужен олень в тундре?

Воспитатель: У северных народов олень-это жизнь. Олень дает пищу, работу, а самое главное жильё. Ведь не один человек не сможет прожить без крыши над головой. Ребята, чум — это жилище северного народа живущего в тундре.

А чем занимаются женщины в чумах?

Воспитатель: Женщина готовит, убирает и, конечно же, шьёт одежду. Ребята, перечислите, пожалуйста одежду народов севера которую вы знаете?

Воспитатель: Жёны мастерицы украшают одежду орнаментами из меха оленя, цветной ткани и бисера. Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. Одежду украшают орнаментами из меховой мозаики, она составляется из кусочков светлого и темного меха. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают мастерицы, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка.

У народов севера встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений.

Показ слайдов 4- 10 (орнаменты на одежде, шапки, малицы, ягушки, бурки, кисы, сумки, детские люльки, посуду из бересты, украшения из бисера)

Воспитатель: На люльке изображен глухарь – хранящий сон. По легендам народов ханты и ненцы глухарь считается детским хранителем, он оберегает душу во время сна, охраняет от злых духов ребёнка.

Воспитатель: Каждый орнамент имеет свое значение. Орнамент не просто декоративный элемент бытовых предметов, он несет определённое смысловое значение, имеет собственную энергетику.

(показ слайдов № 11-18)

Воспитатель: физминутка.

Не боимся мы пороши-

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам —

Снег хватаем там и там!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимаем выше ногу,

Проложив себе дорогу!

Воспитатель: Мы немного размялись, отдохнули. Теперь поработаем, игра называется «Угадай – ка». Вы должны будете отгадать, какое изображение соответствует данному орнаменту.

Игра «Угадай – кА»(показ слайдов № 19 – 22)

Воспитатель: Заяц. В зайчиху могла перевоплощаться Хозяйка Среднего мира — Богиня Калтащ. Покровительница женщин и детей. Поэтому орнамент «Заячьи ушки» считается детским и женским орнаментом – оберегом. Им украшают детские изделия, чаще всего обувь, что бы дети были такие же шустрые.

Медведь – символ природной силы и мощи. Он охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между ними споры. Медведь – лесной человек. Мастерица сумевшая изобразить орнамент медведя по всем правилам, попадает в разряд мастериц высшей категории. Изображения медведя используют в украшении мужской одежды: на рукавах малицы, парки, на подоле, капюшоне. «Медвежьи ушки», «Медвежий позвоночник», «Медвежий след». (Ханты) Когда — то медведь был младшим сыном бога Торума, за непослушание (за то, что он без разрешения отца начал есть людей) был спущен с небес на землю в железной люльке. Бог Торум разрешил охоту на него. Но, помня божественное происхождение медведя, ханты сопровождают охоту различными обрядами, устраивают праздники в его честь.

Лисица. «Лисий локоть», «Лисья лапа» – этот орнамент любят применять на женской обуви.

Морошка. (Орнамент лесных ненцев) Корневищная трава с цельными лопастными листьями, белыми однополыми цветками, и желто-оранжевыми, сочными плодами. Моченая или протертая с сахаром морошка сохраняет до 85% витамина С.

Сосновая шишка. По легендам шишка — символ плодородия, богатства. (Орнамент лесных ненцев)

Белка. «Зуб белки», «Летающая белка» и другой орнамент с изображением белки встречается на мелких изделиях, чаще всего на сумочках. По приданию белка приносит удачу в дороге. Считается, что где живет белка там все в изобилии. У кочевых народов севера есть примета в дорогу брать, что — то с ее изображением, чтобы на новом месте хорошо жилось и семья жила в достатке.

Олень – основа жизни в тундре, от него зависит жизнь. Орнамент рога и другие мотивы домашнего оленя используют на нижней части меховой шубы, в бисерных украшениях детской люльки, на подушках из сукна или ткани на женских украшениях, украшениях для оленьей упряжи. «Ножки оленя» – украшают женские и детские шапки, на меховых сумках. «Оленья тропа» чаще встречается на мужской одежде, реже на женских сумках.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что у нас у каждого есть малица, а на малице орнамент, но он незаконченный. Нам надо его закончить. Я вам раздам трафареты и цветные карандаши, ваша задача дорисовать орнамент на малице и назвать какое обозначение имеет этот орнамент.

Итог. Ребята, сегодня мы с вами познакомились с национальными орнаментами, узнали их значение. Молодцы ребята, все хорошо работали.

Воспитатель: (слайд № 23)

Ребята, на слайде танцующая девушка с бубном, это Тоня Шиянова, бывшая ученица нашей школы, из п. Шурышкары. Ребята, посмотрите в каком она красивом, национальном платье, которое украшено орнаментом.

Облачившись в платье цвета неба синего,

По подолу – злато расписного стиля.

И взяла б я в руки солнца бубен алый,

Обжигая пальцы, с ним бы станцевала.

Окроплю водицей все вокруг я талой –

Вот такой орнамент я нарисовала!

На этом наш воспитательский час завершён. Спасибо за внимание.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Сказки народов севера» 1. Программное содержание: формирование представлений об образе жизни коренных народов севера Тюменской области, развитие познавательного.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Жизнь и быт народов Севера» Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности. Задачи: — развивать любознательность и интерес к особенностям.

Праздник народов Севера! (Фотоотчет) Праздник народов Севера проходит каждый год в моем любимом городе, в городе, в котором я живу много лет, городе Новый Уренгой. В этом году.

Проект «Краеведческий мини-музей. Быт и культура малочисленных народов севера» Подготовка к работе по данной теме: Изучить краеведческую литературу, пополнить мини – музей в детском саду. Вместе с родителями оборудовать.

Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера Суровая Югорская земля является для наших детей малой родиной. Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран.

Спортивное развлечение для средних групп «Игры народов Севера» Спортивное развлечение «Игры народов севера» Для средней группы Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, развитие интереса к.

«В гостях у Айоги». НОД в старшей группе, посвященная культуре народов Севера Цель: обогатить знания детей о культуре коренных народов, населяющих Тюменскую область, фольклоре народов Севера. Программное содержание:.

Читайте также:  Как подобрать себе прическу мужскую

Викторина-игра по сказкам народов Севера «Многоцветье ямальского фольклора» к юбилею Ямало-Ненецкого автономного округа Викторина — игра по сказкам народов Севера "Многоцветие ямальского фольклора" (для детей 6 – 8 лет к юбилею ЯНАО) Тьютор МБДОУ «Детский.

Воспитательский час для старшего школьного возраста «Я среди людей» Воспитательский час для старшего школьного возраста. «Я среди людей» Цель: показать значимость человека в делах для общества, узнать себя.

Воспитательский час для учащихся «Здоровьем надо дорожить» Воспитательский час «Здоровьем надо дорожить» Цель: формирование сознательной установки на здоровый образ жизни. Ведущий: Рано утром я.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»

Самойленко Дарья Дмитриевна,

Шаймарданова Лилия Лутфулловна,

учитель культуры народов Ямала

Орнамент северных народов

Зашифрованы в узорах,
Чтобы радовать людей
Синь озёр, а на озёрах,
Гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки,

Ритм труда, азарт игры.
С древних пор владеют ненки

Тайной мастерства иглы.

Актуальность работы : тема приобщения учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в повседневной жизни. Возрастает проблема формирования у подрастающего поколения подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Цель работы: познакомить с образцами орнаментов северных народов и их значениями, глубже проникнуть в изучение культуры нашей малой родины.

Объект исследования : орнамент северных народов.

Предмет исследования : орнаменты в национальной одежде народов Севера и различных предметах.

изучить теоретическую информацию в научно-популярной литературе и интернет – ресурсах;

посетить губкинский музей освоения Севера, городскую и школьную библиотеки;

рассмотреть орнаментальную отделку одежды ненцев, научиться читать язык орнамента;

подготовить текст и иллюстрирующие материалы

Основные методы исследования : поиск, анализ и изучение орнаментов народов Севера.

Каждый народ выработал свою философию общения с природой. И осознание этого приходит к каждому человеку с самого раннего детства – через сказки, песни, пословицы, поговорки, через наблюдения за поведением родителей, соседей, через игры, обряды и орнаменты.

Северные народы и их предки очеловечили Заполярье – суровый край со сдержанной краской.

Предки лесных ненцев испокон веков вслушивались в неторопливую речь леса, шёпот прибрежной волны, пытались постичь смысл зверей и отразили в своих узорах всё, что они постигли и чему научились. Орнаменты – художественная летопись самого народа, но прочесть её можно лишь зная правила расшифровки сложного и во многом непонятного сегодня стиля. Несмотря на значительную литературу, посвящённую феномену ненецкого орнамента, далеко не все его тайны и загадки раскрыты.

Слово “орнамент” образовано от латинского слова “ornamentum”, которое переводится как “украшение”.

Основными занятиями народов Севера несколько тысячелетий назад были охота и рыболовство. Одежда изготавливалась из шкур добытых зверей – зайца, северного оленя, соболя, куницы, белки – и входила в сферу женского рукоделия.

Ненцы никогда не выбрасывали даже самые маленькие кусочки шкурок — считалось, что не будет удачи в охоте. Шкурки с ушей и лапок белок выделывали и нашивали на кусок кожи, который потом использовали для одежды. Первые орнаменты были округлые по очертаниям, постепенно орнаменты стали прямоугольными, причем, почти все они построены так, что обе части — светлая и тёмная — совершенно одинаковы и как будто входят одна в другую.

Все это большой кропотливый труд. Сначала подбирают шкурки — по цвету, качеству, направлению меха, длине и размеру. Кроят на специальных досках для раскроя узоров, прорезая сразу обе шкуры (светлую и тёмную). В работе нередко используют берестяные трафареты.

Народные умельцы украшали обыденные предметы, выражая свое отношение к окружающему миру, создавая свой художественный мир. С помощью геометрических фигур: линий, ромбов, треугольников люди изображали свое жилище, северное сияние, течение реки, рога оленей, уши зайца…

«…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. «Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. — Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок . Треугольник кисов — это твой чум , поперечные полоски – запреты , ещё один треугольник – дымок над чумом . А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой . Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна ; вокруг твоего чума живут и другие…» . 1

Назначение орнамента – украсить поверхность предмета, изделия, сделать его более красивым и оригинальным, передать через орнаменты информацию о мастерице, о месте её проживания, по роду занятий, о ее семье, показать ее мастерство и творчество.

Присутствие узоров на предмете придаёт им завершенность и зрелищность. Орнамент несёт в себе не только декоративную нагрузку, но и смысловую. Каждый орнамент имеет своё название и значение. По орнаментам можно узнать, откуда прибыл её носитель, богат он или не очень, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена.

Орнаменты состоят из геометрических фигур, каждая из которых является не просто украшением, а имеет своё название и символическое значение . Считается, что орнаменты придают вещам свойства оберегов и играют роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментировали прежде всего ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь. В узорах изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни , которые не смогут проникнуть через защитный магический узор.

Композиция орнамента выражает представление этих народов о единстве и равноценности двух начал – светлого и тёмного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло.

Сшивание узорных половин в единую ленту, вырезание узорных половин дело очень сложное и ответственное. Для орнаментов используют более гладкую, прочную и ценную часть оленьей шкуры.

Так же глаз рукодельницы зорко следит за тем, чтобы узоры орнаментальной линии были строго прямоугольные и соразмерные друг другу. Далеко не каждой представительнице народа под силу соответствовать всем требованиям предъявляемым меховой орнаментации, не каждая женщина могла заниматься таким мастерством.

Жёны мастерицы украшают одежду орнаментами из меха оленя, цветной ткани и бисера. Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. Одежду украшают орнаментами из меховой мозаики, она составляется из кусочков светлого и темного меха. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают мастерицы, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка.

В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди» и другие.
Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении того или иного предмета, архитектурного сооружения, текстильного изделия, печатного издания.
Заголовки газет Ненецкого автономного округа украшают орнаменты «оленьи рога», «локоть лисицы».

Домашний олень — основа жизни в тундре. Оленеводы хоро­ шо знают характер и повадки этого животного. Они различа­ют каждого оленя в тысячеголовом стаде по масти, форме ро­ гов, полу, возрасту, степени прирученности, назначению в уп­ ряжке, по его роли в стаде и многому другому. На бытовых вещах и одежде применяют узоры "маленького оленя рога"- ай хор оцат. На юге Шурышкарского района его называют еще и «заячьи уши» — совал пал. Орнамент «рога боль­ шого хора» (оленя-производителя) — ун хор оцат особенно рас­ пространен на женских меховых шубах и бисерных нагрудных украшениях, часто используют его и на детских парках. Ниж­ нюю часть меховой шубы украшают узором «рога лесного оле­ ня» — ур хор оцат. В более сложном варианте он применяется и в бисерных украшениях детской люльки, на на­ циональных подушках из сукна или ткани и на женских укра­ шениях для оленьей упряжи.

Читайте также:  Окрашивание волос после ботокса когда можно

Орнаментом «оленьи рога» не украшали обувь. «Нельзя топтать оленя и его голову, без оле­ ня мы никто», — так обычно выражаются ненцы.

Другие орнаменты, связанные с оленем, например «оленья тропа» — калац сарпай, чаще всего применяются на мужской меховой обуви, редко, но встречается он и на женских сумках.

В декоративно-прикладном искусстве применяется орна­ мент «лосиные рога». Он напоминает узор «оле­ ньи рога», но более раскидист, это крупный узор. Он встреча­ ется только в южных районах округа. Применять этот узор на обуви не рекомендуется.

Излюбленными узорами угорских и самодийских народов были «голова медведя», «медвежий след», «лосиный нос», «рог оленя» . Северные народы были убеждены, что их прародителями были эти животные.

Изображали в орнаменте пушных зверей, таких, как соболь, заяц, белка. Птицы тоже были предками родов. Орёл и кедровка считались родоначальниками у селькупов. В селькупских легендах богатыри превращались в орла, глухаря и кедровку, чтобы спастись от неминуемой гибели. Их изображение часто встречается в узорах этого народа. Образ птицы тесно связан ещё и с представлениями о душе человека. У ханты известен мотив глухарки на дереве. В облике глухарки изображена «сонная душа» человека. Она улетает во время сна, покидая тело спящего. Её путешествия человек наблюдает во сне. Когда же душа – глухарка возвращается к владельцу, он просыпается. Изображением глухарей чаще всего украшали люльку младенца, чтобы сон был спокойным.

Рассмотрим подробней рисунки и детали на отдель­ных вещах. Какие мысли и чувства, например, вложила женщина, когда она готовила капюшон для мужской одежды и шапку для женщины.

Более подробно остановимся на деталях женской шап­ ки. В орнаментах и рисунках отражены все заботы, тре­ воги и обязанности хозяйки тундры — хранительницы родового огня семьи. По ним нетрудно догадаться о том, что северянка хорошо защищена и окружена вниманием тех, кого она опекает. Об этом говорят на ее орнаментах изображения «бюстов мужчин», ее надежных защитни­ков. Мужчина для нее не только защитник, кормилец, отец любимых детей, воспитатель сыновей, но и человек, о котором она должна заботиться в первую очередь, обе­ регая его холода и голода.

На шапках женщин можно увидеть и изображения жилища северянина, орнамент чум. Чум строился не без помощи оленей. Владея ими, человек мог иметь теплое жилище, надежную упряжку на все случаи жизни, одежду и обувь, заменяющие ему крышу над головой в экстремальных условиях долгих кочевок, постоянного пребывания на воздухе.

Узор совар пал «заячьи уши» — наиболее простой и популярный. Им любят украшать детские изделия, но чаще всего этот орнамент используют на обуви вай. У хантов зайчи­ ха является одной из ипостасей богини — Калтащ. В молитве, обращенной к ней, говорится:

Покровительница в шапке из зимнего заячьего меха, наша мать, Покровительница в шапке из летнего заячьего меха, которая нас породила.

Очень распространенными и часто употребляемыми почти во всех изделиях из разных материалов являются «лисья лапа» — охсар кус тай, «лисий локоть» — охсар кус олан . Эти орнаменты больше всего любят применять на женской обуви.

Орнамент «зуб белки» встречается на мелких изделиях — чаще всего на маленьких сумочках.

По-особому относятся к орнаментам, изображающим час­ ти тела медведя, и не каждая женщина рискнет выполнять их на своих изделиях. Берется за них только та мастерица, кото­ рая уверена в своих силах и сможет в течение всей своей жизни выполнять требования, связанные с этой категорией орнамен­ тов. Выполнив их, она попадает в разряд мастериц высшей ка­ тегории. Изделия с узорами мойпар пал «медвежьи уши» , мойпар ловкар «медвежий позвоночник », мой­пар колтом «медвежий след» женщина должна вы­ полнить за свою жизнь в семи изделиях. Вещи, в которых есть орнамент, связанный с медведем, не должны валяться, где по­ пало, их не смеет носить женщина во время беременности. В этой одежде не должны ходить на кладбище и в особые священные места, ее нельзя дарить или отдавать лю­дям легкого поведения, да и просто несерьезным. Чаще такие орнаменты используют в детской одежде — на детских меховых шубках, малицах, парках, они являются как бы оберегом.

Медвежьи орнаменты обычно используют при изготов­ лении мужской одежды. Мужчина по сравнению с женщиной является сакрально чистым «неопоганенным» существом. Ему можно ходить на любые священные места, присутствовать при различных культовых и религиозных церемониях, носить одеж­ ду из любой шкуры и с любым орнаментом — простым и свя­ щенным. В мужской одежде изображения частей тела медведя употребляют на рукавах малицы, на подоле, капюшоне и рука­ вах парки.

Опираясь на изложенные материалы, можно распределить узоры по следующим тематическим группам:

Росписи-рисунки ненецкой женщины на одежде, обуви — уникальные узоры, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего края. На орнаментах, геометрически точно вырезанных, ею изображена вся тундра, с реками, озерами, оленями, следами других животных, птиц и зверей.

Коренные народы Севера в современном мире

Цивилизация, созданная народами Западно-Сибирского региона России, представляет собой культурный пласт, где суровый климат и экстремальная среда обитания обуславливает практический характер традиционного искусства.

Орнамент, являясь символическим воплощением культуры, выражает не только художественно-эстетические идеалы этноса, но и несет в себе определенную информацию, зашифрованный смысл.

Мир орнамента — большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам. Некоторые орнаментальные мотивы имеют распространение у разных народов и в разные эпохи. К ним относятся в первую очередь многие геометрические и растительные мотивы. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. К природным орнаментальным мотивам относятся также все изображения живых существ: животных и людей.

В современной жизни представителей разных народов сохраняется почтительное отношение к символике орнаментальных знаков, хотя всерьез, наверное, мало кто верит в их магию. Некоторые символы хорошо известны и мы их используем.

Особенности формирования своеобразной культуры коренных народов определялись уровнем их общественного развития и той географической средой, в которой проходила жизнь. Человек, живший в гармонии с природой, ощущал ее ритмы и изображал их, находя конкретные аналоги в окружающем мире. К линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились как к магической «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать, покровительствовать человеку.

В своих орнаментах не только рассказывали о жизни, но и верили в то, что орнамент охраняет от злых духов и придает тому, кто его носит силу и здоровье. Например, долганы верили, что если нанести на шапку охотника узоры тыныпак – ноготь, кулгаак – ухо, ихарак – глаз, то охотник будет сильнее зверя, слух его будет острым, а взгляд зорким.

Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык. Общая численность 12269 чел. (по переписи 2010). Около 200 человек проживают на севере Свердловской области). Несколько человек — на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы.

Орнамент отличается в общем довольно крупными узорами геометрического характера с преобладанием прямых линий, резких изломов и различных отростков. В ряде случаев наблюдается стремление к равенству фона и узора. Орнамент силуэтный, преимущественно бордюрный (зональный), но имеются и замкнутые узоры (розетки). Большинство фигур отличается симметрией, некоторые из них асимметричны. Характерную черту орнамента составляет противопоставление светлого и темного материала. В мехе этот орнамент ахроматичен, в сукнах и бисере имеет яркую расцветку. У восточной группы хантов (сургутских, ваховских) и нарымских селькупов (тымских и кетских) описанный орнамент нередко приобретает криволинейные очертания (Приобский тип орнамента).

Главнейшие фигуры: Меандры, Г-образные фигуры, ветвисто-роговидные фигуры, симметричные и асимметричные, «головки», вертикальные линии с отростками, кресты.

Так же распространен у хантов и манси, европейских и зауральских ненцев, тазовских и нарымских селькупов, нганасанов, энцев, т.е. у народов самодийской и угорской групп. Прослеживается также у кетов. За пределами Сибири сходный или более усложненный орнамент того же типа встречается у народов Поволжья, главным образом у марийцев и мордвы.

Ханты (ханти, хандэ, кантэк, устаревшее название — остяки́) — коренной малочисленный угорский народ, живущий на севере Западной Сибири. Само название ханты означает люди. По переписи населения 2002 года численность хантов составляет 28 678 человек , из них 59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % — в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % — в Томской области, 0,3 % — в республике Коми.

Читайте также:  Вяжем сами спицами шапки мастер класс

Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви берёзы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.)

Орнамент зооморфный, растительный, геометрический, с наклонностью к геральдическому расположению зооморфных мотивов и к строгой симметрии. Для фигур обычно применяется темный контур. Нередко компануется в розетки. Узоры двухцветные, преимущественно красные и синие. Фигуры внутри контура подвергаются декоративной разработке. На оконтуривающих линиях часто можно встретить мелкие завитки и усики (Нижнеиртышский тип орнамента). Орнамент большей частью густо заполняет собой поверхность предмета, включаясь в систему геометрических орнаментов.

Главные фигуры: отдельные или парные птицы, стоящие по сторонам дерева, крестообразная розетка, восьмиконечная розетка, ступенчатый ромб.

В недавнем прошлом (начало XX в.) был известен южным хантам (живущим по Иртышу, Конде с притоками, Демьянке, Салыму) и южным манси. В 20-х годах вышел из употребления. За пределами Сибири известен народам Поволжья (мордва, марийцы, чуваши).

Ко́ми (Коми-зыря́не, Зыря́не; коми Коми-Зыряна, Коми морт, Коми войтыр Komi-Zõrjana, Komi-Mort, Komi vojtõr) —финно-угорский народ, коренное население Республики Коми.

Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века. Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы — население верховьев Вашки и Мезени, ижемцы — низовьев Печоры, прилузцы — верховьев Лузы и Летки.

В целом по России проживает около 228 тысяч коми-зырян (2010 г.) или 293 тыс. (2002 г.) . Коми-зыряне небольшими анклавами и смешанно проживают в Архангельской, Мурманской, Кировской, Омской и других областях РФ.

В орнаменте преобладают геометрические мотивы: косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами. Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также мотивы растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток.

Не́нцы (ненец. ненэй ненэче, хасово, нещанг; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».

У ненцев встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений.

Главные фигуры: меандры, Г-образные фигуры, ветвисто-роговидные фигуры, симметричные и асимметричные, «головки», вертикальные линии с отростками, кресты.

Долга́ны (самоназвание — долган, тыа-кихи, саха) — тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.). Верующие —православные.

Простейший вид геометрического орнамента долган – полосовой орнамент – получил у них значительное развитие. Он исполняется различным способом – краской по ровдуге, чаще всего со жгутиками белого волоса по краям узора, нашиванием цветной ткани на кожу, вшиванием кусочков цветного или темного меха, нашиванием цветного бисера. Количество полос различно – от одной-двух до нескольких десятков.

Долганы, как и другие народы Севера, любят разнообразить цвета и материал полос, а также их ширину. Кроме полос в долганском орнаменте имеется группа мотивов в виде прямоугольников, квадратов и ромбов – крупных, мелких, наложенных один на другой или поставленных на угол. Иногда квадраты располагаются в шахматном порядке. Наряду с такими мотивами фигурируют треугольники, зигзаги, два пояска из треугольников с зигзаговидным мотивом между ними, шевроны. Зигзаги нередко дополняются мелкими элементами – прямоугольничками, короткими вертикальными линиями, кружками.

Женскую одежду украшают специальными орнаментами, например, на боковые части женской шапки долганы нашивают крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину.

Орнамент простой, строго геометрический, преимущественно прямолинейный, нередко с внутренней разработкой входящих в него мотивов. Встречаются как крупные, так и мелкие фигуры, чаще всего ахроматические. Из криволинейных фигур характерен миндалевидный узор, иногда пересеченный по длине прямой чертой. Расположение орнамента преимущественно зональное (Саяно-Алтайский тип орнамента).

Главные фигуры: треугольники, решетчатые (пересеченные) треугольники, треугольники с вписанными в них малыми треугольниками, сближенные, входящие друг в друга зигзаги, шевроны, косая сетка, ромбы, прямоугольники с вписанными в них мелкими прямоугольниками, диагонально пересеченные квадраты или прямоугольники, миндалевидные фигуры.

Распространен у алтайцев, шорцев, хакасов, чулымских татар, тофаларов, тувинцев и якутов. Прослеживается у угров, народов самодийской группы, долганов, приенисейских эвенков, бурят и частично у северо-восточных палеоазиатов (чукчей, коряков) и юкагиров. Отдельные мотивы этого орнамента известны и некоторым народам Европейской части России.

Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко-самое́дами. Численность в России — около 4250 чел. (по переписи 2002).

Селькупы живут на севере Томской (1787 чел.) и Тюменской (1857 чел.) областей (в частности, в Ямало-Ненецком АО — 1797 чел.) и в Красноярском крае (412 чел.).

Орнамент различных территориальных групп селькупов неоднороден по своему составу. У тазовских селькупов он примыкает к ненецкому; у баишинских ограничивается треугольниками, зигзагом, пересеченными квадратами и полосами; у нарымских (тымских и кетских) селькупов — близок к орнаменту восточных (сургутских, ваховских, васьюганских) хантов. Орнамент тазовских и баишинских селькупов строится на прямых, нарымских — на прямых и кривых линиях с характерными расширяющимися к концу отростками. Орнаментируются главным образом одежда и берестяная посуда.

Орнамент прямолинейно-геометрический, с дополнительными отростками и крючками у отдельных фигур, с заполнением по возможности всей поверхности предмета или его части (ковровое расположение). Крупные фигуры замкнутого типа заполнены внутри дополнительными элементами — ромбами, квадратами, линиями. Наряду с ковровым встречается и зональное расположение фигур (Иртышско-Алтайский тип орнамента).

Главные фигуры: решетчатые ромбы, крючкообразные фигуры в различных комбинациях.

Распространен у южной группы хантов (Иртыш, Салым, Конда), южных манси и нарымских селькупов, а на Северном Алтае у шорцев и кумандинцев. Характерен также для многих народов Европейской части России.

Почти у всех народов Сибири, а также за ее пределами у народов Европейской части России, в Средней Азии и на Кавказе распространен Североазиатский тип орнамента. Известен многим народам Европы, Америки, Африки, Южной Азии (Индия).

Внешние признаки: орнамент криволинейный, простой, строго геометрический, большей частью мелкий.

Главные фигуры: точка или кружок, полукружок, кружок с точкой в центре или концентрические кружки. Точки и кружки обычно располагаются зонально, реже группируются в более сложные фигуры, образуя розетки. Все эти узоры нередко сочетаются с горизонтальными линиями или зигзагами.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

В каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Все в физическом, психическом и духовном мире человека сложено из простых и достаточно ясных элементов (мотив орнамента), которые, так или иначе, взаимодействуя между собой, составляют многомерную картину. В орнаменте нет, и не может быть никакой повествовательности. Это не рассказ о чем-либо и не передача информации. Орнамент не стремится ничего поведать человеку. Он запечатлевает лишь ритмы. Это ритмы чувств, действий и мыслей человека. Человек рубит дерево или пишет картину, играет на скрипке или идет на работу – все это ритмически организованные элементарные движения рук, ног, всего тела. И благодаря именно этой организации, человек достигает цели, а не совершает беспорядочные движения. В нашей жизни ритмически чередуются радости и печали. Мы даже думаем в определенном ритме. Структуру этой ритмики мы и пытаемся выразить в орнаменте.

Ссылка на основную публикацию
Трут сапоги что делать
Часто бывает так, что при примерке обуви в магазине никакого дискомфорта не отмечается, и она сидит просто идеально. Но при...
Термос трамп отзывы покупателей
Выбираю мужу подарок.Нужен для походов и на полигон (муж военный и турист). Он сам хотел купить Tramp, но о японском...
Терцио гель лак
включайся в дискуссию Поделись с друзьями О том, насколько уважительно относится к себе женщина, говорят, прежде всего, её руки. Безусловно,...
Туган конгэ котлаулар татарча дус кызга
Җырлы булсын туган көнең Җырлый белгәннәр бәхетле, Бай күңелле моңлылар. Моң яраткан бай күңелдә Күпме җырлар тудылар! Җырлы булсын туган...
Adblock detector