Традиционная казахская одежда

Традиционная казахская одежда

Национальная казахская одежда – это отражение традиций и исторических особенностей казахского народа. История национальной казахской одежды весьма богата, и при всем этом эти наряды актуальны и востребованы и в современной моде. В праздничной национальной одежде казахов использовалась вышивка, богатая отделка с множеством орнаментов. Изготавливался костюм из сукна, кожи, меха или войлока, а для богатых казахов – из привозных тканей, парчи и бархата.

Национальная одежда казахского народа

Ткань для изготовления одежды обычно ткали из шерсти верблюдов или баранов. Для теплых вещей использовали войлок. Помимо домотканого сукна, зажиточные казахи шили одежду из привозных материалов – шелка и шерсти. Небогатые люди носили одежду из меха, кожи, а также шерстяного полотна самодельного производства.

В конце 19 века в обиход казахов вошли ситец, бязь фабричного производства. Богатое сословие по-прежнему отдавали предпочтение шелкам, парче или бархату.

Казахская женская национальная одежда

Основной элемент женского костюма – койлек – это платье рубашечного покроя. Для торжественных случаев он был из дорогих материалов, для повседневной носки – из дешевых тканей.

Также девушки носили «камзол» – одежду, которая сверху пошита по фигуре, а книзу распахивается. Элементом казахского женского костюма также были штаны (нижние и верхние), которые особенно были незаменимы при верховой езде.

Еще один элемент женского костюма – шапан – прямой халат с широкими рукавами. Свадебный его вариант обычно был из роскошной красной ткани.

Головные уборы напрямую отражали семейное положение женщины. Незамужние девушки носили тюбетейки. Для свадебной церемонии надевали высокий убор невесты – «саукеле», который бы до 70 сантиметров в высоту. Став матерью, женщина надевала головной убор из белой ткани, в котором должна была ходить всю жизнь.

Казахские женщины очень много внимания уделяли украшениям. Девочки носили украшения с рождения, это обычно были магические обереги. После 10-летнего возраста девочка могла носить все украшения, которые соответствовали ее возрасту и социальному положению.

Волосы также не оставались без внимания, их украшали звенящими подвесками «шолпы» и «шашбау», которые помимо декоративной функции, служили еще и оберегами девичьих кос. Эти украшения создавали своеобразный звон-мелодию, которые соответствовали девичьей походке.

Казахстан – это республика, где и в наше время чтят традиции, уважают старших и живут согласно обычаям. Важной частью казахской культуры считается национальный костюм. У элементов одежды местного гардероба древняя история. Рассмотрим ее подробнее.

Аспекты казахского национального костюма родились из истории тюрко-монгольских племен. Каждый элемент такого наряда имеет историческое обоснование, обусловленное климатом, образом жизни казахов, условиями жизни и нравственными устоями.

Национальная одежда отражает статус человека, носящего ее. По назначению костюмы казахов делились на праздничную, повседневную, дождевую, верхнюю, а также нательную одежду.

Согласно древним обычаям воины перед битвой одевали лучшую и самую дорогую одежду. Богатые ткани использовались для пошива праздничных нарядов.

Бархат, парча, велюр, атлас и вельвет были также знакомы казахам, но использовались реже. Дубленки и шубы были распространены в Казахстане задолго до того, как они появились у других народов. Мужские и женские брюки изготавливали из роскошных тканей, редко использовались простые натуральные материалы.

Национальная одежда в Казахстане обладает следующими особенностями:

  • Для декора костюма использовались перья птиц, мех, люрекс, пух;
  • Большинство элементов одежды имели приталенный силуэт;
  • Повседневная одежда украшалась также богато, как и праздничная. Отличием одежды для торжества были более объемные украшение и больше декора;
  • Распашной крой присутствовал и на верхней, и на нательной одежде;
  • Высокие головные уборы украшали мехом и золотой вышивкой. Мужчины также носили высокие колпаки из легких и светлых тканей;
  • Халаты (шапаны) не только носили сами казахи, но и дарили их дорогим гостям любого вероисповедания.

Костюм казаха или казашки должен был быть максимально удобным, чтобы в нем было легко ездить на лошади, готовить обед и присматривать за детьми.

Одежда женщин отличалась от костюмов мужчин большим разнообразием цветом, вышивкой, затейливыми орнаментами и, конечно, таким элементом, как платье.

К нательной одежде у женщин относили казакин, брюки, жилетки, платья. Чапан и купи были верхней одеждой. Купи шили на подкладке из меха.

Праздничные юбки женщин отшивались с многочисленными оборками. Девушки и девочки носили халаты с застежками, замужним женщинам было дозволено носить костюмы без застежек с поясом.

Многие мужские костюмы у казахов шились на подкладке из войлока. Кенепы и плащи дополнялись брюками из легких тканей, жилетами, рубахами.

Вышивка на мужских костюмах тоже присутствовала, но в меньшем объеме, чем у женщин. Безрукавки были популярны у казахов летом, а теплые кафтаны зимой. Борики и колпаки для мужчин шились из белой кошмы. Головные уборы мужское население Казахстана носило в любое время года.

Читайте также:  Симпатичные полные девушки фото

В казахском национальном костюме применялось немного цветов, зато много оттенков. Вся одежда отшивалась из ярких тканей. Основными цветами считались красный, зеленый, синий, серебряный и золотой.

Позднее стали использовать голубой, желтый и розовый оттенки. Этих цветов хватало, чтобы создавать неповторимые наряды с индивидуальной вышивкой. Данную цветовую гамму казахи делили на оттенки и применяли несколько вариантов одного цвета в одном наряде.

Вышивка на одежде считалась оберегом человека от сглаза и зла. Цена материалов прямо указывала на финансовое положение владельца. Детей казахи одевали точно так же, как и взрослых. Единственным отличием был размер национального костюма ребенка.

Рубрики

  • = ЖЗЛ = (132)
  • Музыканты, Актеры театра и кино (37)
  • Дамы и фрейлины, жены и. (75)
  • Люди и жизни (23)
  • = КУХНЯ= (71)
  • Напитки (22)
  • Сервировка стола (10)
  • Еда (39)
  • (0)
  • = МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ = (157)
  • 7 Чудес Света (12)
  • вампиры, оборотни (22)
  • ведьмы, шаманы. (20)
  • Викинги (13)
  • Древний Египет (18)
  • Кельты (26)
  • Мифология (14)
  • Древние Греция и Рим (38)
  • = А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО. = (377)
  • Из истории моды (96)
  • Ювелирка (44)
  • Стиль в искусстве (7)
  • Из истории вещей (41)
  • Интересные факты (70)
  • История (84)
  • Мир этикета (25)
  • Оружейная палата (24)
  • Рыцарский зал (18)
  • = АРТЕФАКТЫ = (127)
  • Загадки Древнего Мира (60)
  • Мегалиты (31)
  • Непознанное (38)
  • = АРХИТЕКТУРА = (222)
  • Античность, Архиология (10)
  • Заброшенные места (13)
  • Интерьер, мебель (11)
  • Лестницы (5)
  • Мосты (21)
  • Скульптура (35)
  • Храмы (79)
  • Чудеса зодчества (55)
  • = ВОКРУГ СВЕТА = (114)
  • Транспорт (23)
  • музейное (17)
  • Виртуальная экскурсия (9)
  • с миру по нитке (30)
  • Этнос (35)
  • = ЕРАЛАШ = (137)
  • Гадания, тесты. (45)
  • Гороскопы (24)
  • Поздравления (27)
  • школа (12)
  • Юмор (30)
  • = ЗАМКИ , КРЕПОСТИ, ДВОРЦЫ = (270)
  • Средневековые замки Европы (19)
  • Дворцы и усадьбы (16)
  • Замки Уэльса (9)
  • Форты мира (5)
  • Замки Скандинавии (1)
  • Восточные Замки (1)
  • Замки Австрии и Швейцарии (9)
  • Замки Америки (5)
  • Замки Англии (23)
  • Замки Восточной Европы (17)
  • Замки Германия (29)
  • Замки Ирландии (19)
  • замки Испании и Португалии (10)
  • замки Италии (3)
  • Замки России (10)
  • Замки Бельгии и Нидерланд (9)
  • замки Франции (26)
  • Замки Чехии и Словакии (10)
  • Замки Шотландии (45)
  • Замки Японии (5)
  • = МИМОХОДОМ..(18+) = (29)
  • = МУЗЫКА & ВИДЕО = (187)
  • Mix (18)
  • Мультики, Аниме (1)
  • Балет (6)
  • Для души (18)
  • Кино (72)
  • Классика (21)
  • Музыка-музыка (28)
  • Опера, театр (24)
  • = ПИТЕР = (222)
  • Любимый мой город (84)
  • Где эта улица, где этот дом. (44)
  • Гатчина (4)
  • Кронштадт (4)
  • Ораниенбаум (2)
  • Павловск (7)
  • Петербургские тайны (24)
  • Петергоф (25)
  • Пригороды (9)
  • Царское Село (23)
  • = ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ = (123)
  • Домашний доктор (43)
  • Красота и Здоровье (30)
  • Гимнастика и диета (22)
  • Туалетные радости (7)
  • Хозяйке на заметку (32)
  • = ПРИРОДА = (411)
  • В мире животных (103)
  • Водопады (30)
  • Горы, скалы и вулканы (30)
  • Как прекрасен этот мир (118)
  • Краски неба (14)
  • Мир Растений (33)
  • Пещеры (16)
  • Подводный мир (7)
  • Пустыни (15)
  • Реки и Озера. (28)
  • Цветы (29)
  • = ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН & СКАНДИНАВИЯ = (111)
  • Англия (23)
  • Уэльс (3)
  • Ирландия (31)
  • Исландия (10)
  • Норвегия (15)
  • Шотландия (30)
  • =ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО = (251)
  • Живопись (64)
  • Натюрморт (11)
  • Декоративно-прикладное искусство (42)
  • Фото и Фотохудожники (49)
  • Художники (98)
  • = ШАБЛОНЫ = (315)
  • все для блога (48)
  • Информеры (24)
  • Клипарт (47)
  • рамочки (44)
  • рамочки для видио (8)
  • рамочки моих друзей (33)
  • Рамочки с картинками от друзей (19)
  • Схемки (45)
  • Фоны (53)
  • Генераторы цвета и текста (9)
  • =ГОРОДА И СТРАНЫ = (217)
  • Австралия (6)
  • Средняя Азия (5)
  • Азия (34)
  • Америка (43)
  • Африка (10)
  • Европа (47)
  • Османия (12)
  • Острова (19)
  • РОССИЯ (29)
  • Страны бывшего СССР (19)
  • =ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ = (338)
  • Времена года. (78)
  • Легенды, саги (33)
  • Мысли в слух. (46)
  • О женщине. (35)
  • О матери. (15)
  • О Питере. (17)
  • Рассказы о. (25)
  • Стихи, стихи. (81)
  • Страшилки (25)
  • БУДНИ. (40)
  • Разбирая старые фото (17)
  • Работа (6)
  • фотоальбом (13)

Метки

Цитатник

Рубиновая паюра королевы Баварии Терезы Эссенская "детская" корона.

Кто такая Мария Дульиоли Барберини? Итальянка, родная племянница 235-го папы римского Урбана VIII.

Декупаж батареи отопления салфетками В вашей квартире маленькие, старые и некрасивые рад.

Самые таинственные подземные города в истории Желание защитить себя естественными пещерами и .

Читайте также:  К чему часто снится умершая мать

Итальянский художник Франческо Винеа / Francesco Vinea (1845 – 1902) В винном .

Музыка

Ссылки

Новости

Фотоальбом

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Приложения

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

Суббота, 13 Октября 2012 г. 18:25 + в цитатник


Казахский национальный костюм


В казахском национальном костюме отражены древние традиции казахов, связаные с их этнической историей, экономическими, социальными и климатическими условиями.

Казахи ценили шкуры куланов, сайги и тигров, а также темные меха — енота, выхухоля, соболя, куницы и белые — горностая и хорьков. Самыми дорогими мехами были меха соболя и куницы, остальные ценились дешевле. Из шкур шили шубы. Общее название шубы у казахов — ТОН. Шубы из меха пушных зверей назывались "ИШИК". Меховая шуба, крытая высокосортным шелком, была одним из самых дорогих предметов в приданом невесты. Она называлась "БАС ТОН". Казахи знали технику изготовления шуб из лебяжьего пуха, пуха гагар и цапель. Шубы из меха покрывались сукном, шелком, парчой итд. и различались по названию ткани или по ее цвету. Только знатные люди носили шубу, крытую синим сукном и отороченную бобром, — КОК ТОН.

5.

Шили шубы и из шкур домашних животных.

Делали шубы и из козьих шкур. Из них выщипывали длинные волосы, оставляя подшерсток. Шуба из таких шкур называлась КЫЛКА ЖАРГАК. Из козьих шкур казахи выделывали замшу и шили из нее халаты, легкие плащи и штаны. Халаты и шаровары украшались вышивкой шелком. При вышивании мелких узоров на казахском национальном костюме мастерицы пользовались специальными прямоугольными или круглыми пяльцами в зависимости от очертания орнаментального рисунка или формы вышиваемого изделия. Вышивали иглами и шилом с крючком (для тамбурной вышивки) такие элементы казахского национального костюма, как женские и мужские головные уборы — ЖЕЛЕК, КИМЕШЕК, САУКЕЛЕ, ТЕЛЬПЕК, ТАКИЮ, оборки женского платья, а также нагрудные украшения — ОМЫРАУША, АЛКА, замшевые плащи, халаты, шаровары.


При изготовлении различных элементов казахского национального костюма широко была распостранена вышивка гладью. Гладью вышивали кимешеки, суконные мужские штаны. С большим мастерством вышивали тамбуром — петлей в петлю.В вышивке тамбуром и гладью использовались геометрические и растительные узоры, иногда контурные изображения человека и животных, иногда целые сюжеты.

Войлок один из традиционных материалов верхней одежды в казахском национальном костюме.

Кроме овечьей шерсти в одежде казахов широко использовалась верблюжья. Старинным видом одежды является ШЕКЛЕН — скатанный из верблюжьей шерсти широкий и сравнительно длинный плащ для защиты от дождя, бурана, любой непогоды. Шекпены делали из неокрашенной шерсти (желтые, белые) и окрашенной в синий, пурпурный и другие цвета. Парадные шекпены, как правило, были из окрашенной шерсти, их швы обшивались галуном.

Халат — ШАПАН — основной и древний вид одежды казахов, один из составных элементов казахского национального костюма. Шапан носили и мужчины и женщины. Халаты шили не только из замши, но и из привозных шелковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей.

Разнообразны мужские и женские головные уборы казахов. Некоторые мужские головные уборы делали из войлока. Из них наиболее традиционный и старинный — КАЛПАК, представляющий собой островерхий войлочный головной убор.

У казахов высокая шляпа из белого войлока называется АК КАЛПАК. Такая же шляпа с загнутыми вверх широкими полями называется АИР КАЛПАК. Парадные белые шляпы ак калпак вышивали белым шелком, обшивали серебряным галуном по тулье и украшали по краю шнуровым швом. Разновидностью калпака является ТЕЛЬПЕК.

Следующий головной убор, элемент казахского национального костюма, — это разновидность весеннего и осеннего мужского головного убора — шапка -БОРЫК. Борык — древнейшее слово, происходит от слова "боры" — волк. Волк, как известно, древний тотем тюркских племен. По форме шапка борык бывает круглая с высоким конусообразным верхом или из нескольких клиньев с усеченным верхом, всегда оторочена мехом выдры, соболя, мерлушки.

Шапки типа борык носили и девушки, только у них они были украшены подвесками и пучком перьев филина, цапли или павлина. Казахи такую шапку называют КАМШАТ БОРЫК- бобровая шапка. Тюбетейка — ТАКИЯ — головной убор, один из элементов казахского национального костюма. Тюбетейка представляет собой легкую летнюю шапочку из бархата, парчи или глазета. В старину их обшивали по краю мехом бобра, выдры, белки, украшали серебряной и золотой тесьмой.

Читайте также:  К чему снится есть грибы женщине

Из женских головных уборов казахов — наиболее оригинальный и самобытный — свадебный , известный под названием САУКЕЛЕ. Саукеле — один из древних головных уборов , бытовавших у казахов до самого конца девятнадцатого века. Саукеле — высокий конусообразный головной убор, украшенный серебрянными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами. Длина — полтора аршина. Свадебный головной убор носят только в первое время после замужества, около года, а потом снимают и надевают только на больших праздниках, и то в продолжении четырех или пяти лет.

Саукеле являлся самым дорогим элементом свадебного казахского национального костюма невесты. Дорогие саукеле оценивались в 1000 рублей или в сто отборных коней. Они имели металлические ажурные навершия, диадему ( иногда ее делали из золота со вставками самоцветов или с нитками жемчуга, кораллов), височные подвески и украшения подбородка. Каркас саукеле покрывали тканью и пришивали на нее накладные металлические бляхи различной конфигурации, в гнезда которых вставлялись драгоценные и полудрагоценные камни. Бляхи были крупные и мелкие. Мелкие крепились между крупными. Сверху саукеле покрывалось шелковым или бархатным платками. Затылочная часть одного старинного саукеле украшена скульптурным изображением головы рыбы — символ благоденствия. Лобная часть оторочена мехом. От затылка по спине спускались широкая лента из дорогой ткани, обшитая бахромой из золотых нитей.

В изготовлении саукеле принимали участие наиболее искусные мастера, в частности, закройщик, вышивальщицы — мастерицы по изготовлению шелковых поясков и платков. Узоры на платках и лентах вышивались ирисом, то есть толстыми скрученными разноцветными нитками. Центр и края платков отделывались жгутовой вышивкой и шитьем сетками. Золотые, серебрянные и бронзовые подвески и накладные бляхи для саукеле делали ювелиры, применявшие литье, чеканку, штамповку, филигрань. Обычно мастер работал над саукеле целый год.

После рождения детей молодая женщина переходит к третьему виду головного убора — КИМЕШЕКУ. Его обычно носят в возрасте 25-45 лет. Он шьется из белой ткани, часто вышивается гладью.

Неотъемлемой частью казахского национального костюма, мужского и женского, были пояса из кожи, бархата, шелка, шерсти — БЕЛДИК. при изготовлении поясов для парадной одежды заказчики не скупились на дорогие материалы, мастера не жалели времени и вкладывали в работу все свое умение.

Особенно красивы были мужские пояса с подвесками: кошельком, пороховницей, кресалом, трутом, футляром для ножа. Иногда подвески имели только декоративное назначение. И функциональныеи декоративные подвески назывались ОКШАНТАЙ.

пояса из кожи украшались узорным тиснением, фигурными металлическими накладками со вставками полудрагоценных камней, резными пластинками из кости. Такие наборные пояса — древний элемент одежды. Их казахское название — КИСЕ.

Пояса делали не только из кожи, но из шелка и бархата и носили их взрослые мужчины. У юношей пояса не были наборными, не имели подвесок. Пряжки и накладки на ремень имели сердцевидную форму, делались в виде стилизованых фигур птиц, оленей, волчьей головы, рогов барана итд.

С ними сходны женские пояса, правда они более широкие и нарядные. В основном женские пояса были из шелка. пояса из шелка с декоративной вязкой называются КУР БЕЛДИК.

Так же назывались пояса , вытканные из верблюжьей шерсти и козьего пуха. Для женских поясов использовался и бархат. Пояса из бархата и шелка, расшитые жемчугом, с пряжками назывались КАМАР БЕЛЬБЕУ. Делали также мягкие кушаки — КУР.

Как мужские, так и женские пояса украшались металлическими прямоугольниками, треугольниками, сердцевидными и роговидными накладками,а также накладками в виде балясин со вставками бирюзы, агата, сердолика. Для вставки использовался и нефрит. Казахи считали, что одежда, украшенная нефритом, предохраняет человека от молнии.

В комплект казахского национального костюма входит обувь: сапоги, башмаки. Среди мужчин бытовали легкие сапоги для верховой езды ИЧИГИ — МАСИ, украшенные накладками серебряныеми бляшками. Женские сапоги шили из красной или зеленой юфти, вышивали шелком. Женщины носили сапоги — КИБИС, унизанные мелкими фигурными серебряными бляшками с узором.

Рубрики: = А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО. =/ Из истории моды


Fashion, мужской и женский гардероб, национальный костюм,

Метки: костюмы одежда национальный костюм

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

Ссылка на основную публикацию
Термос трамп отзывы покупателей
Выбираю мужу подарок.Нужен для походов и на полигон (муж военный и турист). Он сам хотел купить Tramp, но о японском...
Схема вязания свитера на одно плечо спицами
Совсем скоро наступают холода, поэтому пора уже задумываться над своим теплым гардеробом. Свитера, кофты, джинсы, курточки, но вот есть одна...
Схема вязания свитера сверху вниз
Каждая женщина мечтает идти в ногу со временем, быть привлекательной, ловить на себе восхищенные взгляды, получать приятные комплименты. Помочь ей...
Терцио гель лак
включайся в дискуссию Поделись с друзьями О том, насколько уважительно относится к себе женщина, говорят, прежде всего, её руки. Безусловно,...
Adblock detector