Татарские украшения своими руками

Татарские украшения своими руками

Национальная одежда любого из народов – это всегда яркие и нарядные вещи, со своей богатой историей. Сейчас мы хотим рассказать о женских татарских костюмах и аксессуарах, представляющих собой уникальный комплекс народного промысла. Их особенность заключалась в том, что не так важно, насколько красиво платье, как важно наличие большого количества украшений. Это могли быть всевозможные бусы, броши, застежки для воротника и изю. Для чего это было нужно и что символизировало, расскажет история этноса.

Татарская женская национальная одежда

В татарских семьях издревле было принято учить девочек шить. Это считалось обязательным умением, как писать и читать. Поэтому, изготавливая вещи для себя, женщина вкладывала в них все мастерство. Женский костюм был бы обычным и невзрачным, если бы его так не расшивали узорами и драгоценностями.

В него обязательно входили:

  1. Широкая длинная рубаха с рукавами;
  2. Сверху надевали распашную жилетку, сшитую из бархата;
  3. Головной убор (калфак), определяющий возраст девушки и ее семейный статус. Белый носили незамужние, другие цвета использовали в зависимости от клановой принадлежности;
  4. Платок или шаль поверх калфака.

Конечно, сегодня редко встретишь одетую таким образом женщину. Но на праздники многие татары наряжаются в национальные платья, чтобы отдать дань традициям.

Украшения, как часть комплекса народного костюма

Татарские мужчины и женщины в большом количестве вешали на себя разного рода изделия. Средний вес всех аксессуаров за один раз мог достигать 6 кг. Основным материалом служило золото, серебро, бирюза и янтарь.

Бирюза вообще считается у татар особенным камнем. Они верят, что данный минерал является символом счастливой семейной жизни. На этот счет существует легенда. Она рассказывает, что бирюза – это кости предков, которые сохранили все лучшее.

Итак, татарки носили следующие украшения:

  • Накосники – заколка в виде подвески со шнуром, которая вплеталась в косу. У местных девушек их обычно было несколько видов из серебра, золота и, конечно, с бирюзой;
  • Серьги. Вставляли их маленьким девочкам 3 лет и носили до самой старости. Обычно это крупные изделия, богато украшенные камнями и с витиеватыми узорами;
  • Всевозможные шейно-нагрудные застежки. Их использовали для скрепления глубокого разреза на рубашке, но оформляли так же богато, как и друге аксессуары;
  • Кованные ожерелья из бус, бисера и монет;
  • Матерчатые нагрудники – изю (изу).

Девушки побогаче позволяли себе делать перевязь – «хасите» в виде широкой ленты, оформленной всевозможными камнями, металлическим медальонами, монетами. Это был еще и оберег, он сохранял молодую жену, когда она впервые входила в дом супруга.

Изю ‒ для чего его носили татарские женщины?

Отдельно хочется рассказать об изю. Эту деталь одежды знают немногие. И название редко где встретишь.

Это женское нагрудное украшение, которое хозяйка обычно делала своими руками. Шили его из широкой ленты, а по краю отделывали монетами, лентами, бисером.

Головные уборы у татарских девушек

Девушка надевала головной убор только в зависимости от семейного положения. Мусульманские народы всегда трепетно относились к статусу слабого пола, четко разделяя замужних и незамужних. Поэтому свободные татарки надевали шапки. Волосы при этом они заплетали в две косы и выпускали их сзади.

Женщины, состоявшие в браке, могли выбрать более красочные и оригинальные головные уборы. Но они обязательно прятали волосы, шею и плечи. Их головные уборы имели волосники, либо сверху накидывалась шаль или платок.

Сегодня этих традиций придерживаются редко. Татары стали ближе к европейцам, переняли их обычаи. Но и свою культуру они не забывают. Многое зависит от места проживания. В деревнях люди и сейчас одеваются по старинке. В городах же редко встретишь человека, одетого подобным образом.

История татарской одежды

За многовековую историю этноса национальный костюм менялся не один раз, отражая черты территории, на которой они проживали и особенности уклада. Татарскую национальную одежду не спутаешь с другой. Но между тем на ее дизайн оказали влияние близко живущие народы. В основном башкиры, удмурты и марийцы.

Большое количество украшений, однако, любили все татары. Тяжелые ожерелья, серьги и застежки, отделанные драгоценностями, встречаются повсеместно.

У людей любой национальности существуют народные костюмы. Их особенности складывались с течением времени, в процессе исторических изменений. С каждой эпохой появляются новшества, отражающие ее суть. У татар это некоторые виды украшений, головные уборы и изю. Для чего они были сделаны, какой несли смысл? Казалось бы, одевайся по моде и все? Это культурные традиции, передающиеся через поколения, именно они обуславливают уникальность данной этнической группы, хранят ее историю.

Видео о татарской культуре

В данном ролике журналист Олег Морозов расскажет, какие еще национальные элементы одежды носят татарские девушки:

Лилия Грибач
Мастер-класс. Изготовление женских татаро-башкирских украшений

Мастер-класс «Изготовление женских татаро-башкирских украшений»

Цель: обобщение и распространение опыта работы по изготовлению женских татаро-башкирских украшений.

Скажи мне- и я забуду, покажи мне- и я запомню;

дай сделать- и я пойму. (китайская пословица)

Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли на это мероприятие, посвященное вопросам "Изготовления женских татаро-башкирских украшений"

Для того, чтобы нам легче было общаться, предлагаю вам обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос: "Чего я ожидаю от мастер-класса?"

А теперь послушаем ваши ответы.

Актуальность (слайд 2)

От наших предков до нас дошло богатое наследие – традиционная одежда и украшения, которые за многовековую историю выработали свою особенность, выражающую эстетические идеалы народа. Изучение этой темы актуально, потому что в современных условиях возрастает интерес к прошлому своего народа.

Традиционная народная одежда – сокровищница народного творчества.

Ассортимент ювелирных женских украшений был широк, что связано с обще мусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его женщин. Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями. Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь.

Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Татарские ювелиры — "комешче" — работали обычно по индивидуальным заказам, что обусловило большое разнообразие дошедших до наших дней предметов. (слайд 3) Традиционно женщина одновременно надевала несколько предметов: всевозможные цепочки с кулонами, часами, причем обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками. Сейчас, с возрождением интереса к своей национальной истории, к обычаям и традициям, многие достают из заветных бабушкиных шкатулок великолепные изделия национальных мастеров. Ведь истинная красота, рожденная трудом наших предков, никогда не может выйти из моды.

Читайте также:  Летний сарафан на пуговицах

По назначению татаро-башкирские украшения делятся на катего-рии: (слайд 4,5,6)

Головные: а) серьги («алка»–массивные миндалевидные серьги ска-ные с подвесками).

б). (слайд 7) Очень популярными у татарских женщин были украшения для волос – накосники – чулпы или тезме.

а). (слайд 8) («яка чылбыры»– застежки ворота «яка чылбыры»–состоящую из двух пряжек-застежек, нашиваемых на особую бархатную ленту, которая одевается на шею. (слайд 9) От пряжек книзу идут пять цепочек, заканчивающихся интересными пятью брошками, в центре которых почти всегда бывают дорогие камни. Этот наряд бывает очень тонкой, художественной работы из серебра и золота, богато украшен камнями);

б). (слайд 10,11) ожерелья («муенса»,

а). (слайд 12,13) «изю»– (матерчатые нагрудники, чешуеобразно расшитые монетами, кораллами, бисером, позументом, накладными бляхами;

б). (слайд 14) перевязи «хасите»–широкая матерчатая лента через правое плечо, сплошь унизанный металлическими украшениями, на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. Первоначальное надевание перевязи связано с въездом молодой в дом мужа, предохраняя от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости т богатства.

в). (слайд 15) пуговицы;

г). (слайд 16) брошки;

д). (слайд 17) бляхи. Широко использовались ювелирные бляхи, яв-лявшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений. При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье.

Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов;

е). (слайд 18, 19) пряжки и поясные застежки («каптырма»);

Наручные украшения:

а). (слайд 20, 21, 22) браслеты «блезик»–их носили постоянно, по од-ному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой;

б). (слайд 23) перстни– женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром. Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца. Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами.

Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. (слайд 25) К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные. (слайд 26) Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи.

(слайд 27) Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем.

Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни. Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза — это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым. Считают, что она отражает состояние здоровья своего владельца.

Татарские ювелиры владели многочисленными техническими приемами. (слайд 28) Наибольшее развитие получила чеканка:

Для изготовления перстней и имитаций старинных монет использова-лось литье. (слайд 29) В технике гравировки выполнялись браслеты и под-вески. Традиционным орнаментом были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.

Наиболее искусные мастера владели техникой скани. Существовала скань трех типов: (слайд 30)

(слайд 31) Бугорчатой сканью (зернь) украшали дорогие бляхи для нагрудных и головных украшений, застежки для камзолов. Мелкие металлические шарики напаивались на сканый орнамент. Чтобы приготовить зернь в достаточном количестве, нужно насечь проволоку на отрезки равной длины. Затем прокипятить их в концентрированном растворе борной кислоты, высушить, перемешать с толченым древесным углем и сложить в шамотный тигелек. После чего прогреть мощной паяльной лампой. Отрезки проволоки спекутся в шарики одного калибра. При пайке главная проблема состоит в том, чтобы удержать шарик зерни на заданном месте. В старину на металлической основе кернили гнезда под каждый шарик отдельно.

(слайд 32) Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Для этого вида скани использовалась очень тонкая проволока из высокопробного серебра и золота. Бугорчатой сканью украшали дорогие нагрудные и головные украшения.

Технологический процесс изготовления филиграни распадается на подготовительные операции: заготовку шаблонов, скани, ее набор, пайку, монтировку, отделку поверхности, каждую из которых выполняет мастер определенной квалификации.

(слайд 33) Другими видами ювелирной техники были литье и грави-ровка. Литье применялось для изготовления подвесок и имитаций старинных монет. В технике гравировки выполнялись браслеты и ювелирные бляхи. Обычным мотивом гравировки были растительные и геометрические узоры, надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.

(слайд 34) Большой интерес представляют накосные украшения, которые отличаются исключительным разнообразием. По способу выполнения различались чулпы из специальных блях, соединенные коромыслицем, их изготовляли мастера –ювелиры. Чулпы можно было сделать и из серебряных монет, нанизав их на тесьму.

По способу ношения их можно тоже подразделить на два типа. 1). Накосники первого типа —это звенящие подвески к косам — чулпы, отличительная особенность которых состояла в том, что они вплетались в косы подобно ленте, при помощи прикрепленной к ним тесьмы. При движении накосники издавали звон, по которому «татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть». (слайд 35) Чулпы, как правило, состояли из блях: сплошных гравированных, литых или сканых, с характерной системой подвесок из монет или подобных же бляшек только меньших размеров.

(слайд 36) Чулпы из блях имели огромное количество вариантов как по форме основных блях, так и по количеству их и характеру соединения между собой в одном накоснике. По форме блях такие чулпы бывают лопастные, вазообразные, звездчатые и др. По количеству и характеру соединения блях между собой в одном накоснике выделяются чулпы, состоящие из одной бляхи, из двух или трех блях. Встречались накосники, в которых было 6 и даже 9 блях. Такие массивные чулпы, соединенные в два или три ряда «коромыслицем», прикреплялись сразу к обеим косам.

Читайте также:  Желтая рубашка мужская с чем носить

2). (слайд 37) В основе второго типа накосников (тезмэ) лежит полоса материи, равная длине кос, на которую в один или несколько рядов (2—4) нашивались специальные бляхи или монеты, мелкие в верхней и более крупные в нижней ее части или наоборот. В верхней части накосника нередко пришивалась крупная сканая бляха или амулет (бэти).

В зависимости от территориальных традиций матерчатая основа накосника состояла из одной, двух или трех полос материи, скрепленных между собой перемычками. Нижний конец накосника редко оставался неукрашенным. Обычно он оформлялся (также в зависимости от традиций на данной территории) специальными бляхами, колокольчиками или позументными кистями. В большинстве случаев накосник состоял из одного, двух, трех рядов крупных монет, пришитых на узкую тесьму.

(слайд 38) Крепление накосника на голове также было различным. Чаще всего он держался с помощью тесьмы у основания кос. Наиболее массивные на голову петлей. Этот тип накосника, в отличие от первого, был исключительно девичьим и носился в комплексе с головным убором (калфаком).

Считалось, что тяжелые накосники вырабатывают у девушки красивую, гордую осанку.

В нашей местности большее распространение получили накосники второго типа (тезме). В наших краях чулпы как украшение старожилы помнят только по рассказам своих бабушек т. к. их использование прекратилось в 30-ых годах 20-ого века как пережиток старого.

Изготовление накосников по образцу (8 человек)

Калфак (слайд 39)

Калфак — самый распространенный головной убор тюркского народа. Калфак в XVIII- XIX веках, получивший форму "мангайлык", берет свое начало с булгарских времен, от мягких и простых головных уборов.

Пришедшие с древнейших времен, декоративно оформленные узоры лучше сохранились на налобной части (на твердом околыше). Живописные узоры наряду с цветочно-растительными мотивами, изображали также узоры, напоминающие буквы и слова. Раньше вместо этих узоров писали добрые пожелания, волшебные слова (заклинания) в качестве оберега, молитвы, сохраняющие женщин от злых духов, от сглаза и порчи. Отсюда, возможно, и возникло выражение "у него написано на лбу".

Если обратим внимание на узоры вышивок на бархате, то чаще всего увидим букеты цветов, сияние Луны и мерцание звезд, волшебных и лесных птиц, листья и стебли растений. Все это возвеличивает дыхание природы, жизненную силу.

(слайд 40) Подлежит вниманию то, что ценность калфака зависит не от дороговизны ткани, нитки и предметов украшения, на сколько они дороги, а от смысла содержания, вложенного в узор, от особенностей чувств и переживаний.

Делятся они на девичьи и замужних женщин, летние и зимние. Зимние шапки шили с мягким верхом и меховым околышем на стеганой основе.

Девичьи калфак представляет собой вид длинного колпака, один конец которого заканчивается на конус, к которому пришита кисть. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок). Калфаки – наколки или по-татарски «мгез калфак». Калфаки–наколки больше носили молодые женщины и девушки. Крепились они на волосы с помощью крючков и заколок.

(слайд 41) Головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. Они бывают нижними и верхними и подразделяются на группу покрывал, на группу колпаков и шапок. Ведь замужние женщины татарки должны были закрывать не только голову, но и шею, плечи и спину.

Основным материалом калфаков был бархат разных цветов, но в ос-новном преобладали темные тона: бордовый, черный, темно-зеленый и си-ний.

(слайд 42) В украшении головных уборов применялись цветной и бе-лый бисер, бусы, монеты, металлические пронизи и бляшки, а также речной жемчуг.

(слайд 43) В вышивке использовали цветные шелковые ткани. В технике вышивки мастерицы применяли гладь, тамбурный шов, стебельчатый и петельчатый швы, канитель или золотошвейную гладь. Узоры на них в основном цветочно-растительного характера. Нередко лепестки и листочки выполняются золотошвейной гладью, придавая при этом узору рельефность и массивность в сочетаний с аппликацией из позолоченных и серебряных монет. (слайд 44)

Украшение калфака монетками по схеме.

1. Суслова С. В. Украшения как часть комплекса татарской женской одежды (середина XIX – начало XX в.)

2. См. иллюстрацию А. Ф. Риттиха с изображением группы казанских татар в одеждах середины XIX в., где нарисована татарка в камзоле, к воротнику-стойке которого прикреплена «яка чылбыры» типа II (В кн.: Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967, с. 119).

3. Мухамедов Р. Г. Введение к альбому Л. Сперанской «Костюм казан-ских татар». Казань, 1972, с. 7.

4. Воробьев Н. И. Казанские татары, с. 277.

5. Руденко С. И. Башкиры. М. ; Л., 1955, с. 194.

6. Мухамедова Р. Г. Традиционная одежда татар Среднего Поволжья и Приуралья (рукопись).

7. Шитова С. Н. Женская одежда северных башкир. – В кн.: Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962, т. 1, с. 288; Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н. В., Шитова С. Н. Зауральские башкиры. – Там же, с. 242.

Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

Среди татарских украшений известны как женские, так и мужские. У мужчин в высшем сословии бытовали драго­ценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией, когда состоя­тельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его женщин.

Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.

Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем.

Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни. Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза — это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым. Считалось, что она отражает состояние здоровья своего владельца.

Чулпы (Накосники)

Среди головных украшений самое широкое распространение у всех этнотерриториальных, возрастных и социальных групп женщин имели чулпы (накосники).

Читайте также:  Приснился крестик нательный

Женское накосное украшение «чулпа»

Серебро, позолота, ювелирно-поделочный камень, зернь, скань.

Они были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения.

Металл белый, ювелирно-поделочный камень,

бирюза, хрусталь, скань.

сердолик, бирюза, скань

Кроме многочисленных вариаций монетных накосников, широко бытовали накосники в виде фигурных блях преимущественно лопастной формы.

Металл, ювелирно-поделочный камень,

сердолик, бирюза, литье, скань.

сердолик, бирюза, скань

Алка (серьги)

Одним из наиболее архаичных и в то же время устойчиво сохраняющихся элементов в костюме татарок являются серьги. Впервые их надевали девочки в трех-четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости.

Серебро, бирюза, позолота, скань ажурная, инкрустация

Миндалевидные сканые серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой этноспецифический элемент костюма казанских татар, хотя бытовали они практически повсеместно.

Серебро, бирюза, стекло, литье, инкрустация

Шейные украшения

Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоратив­ной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями тради­ционно глубокий разрез женской рубахи.

Воротниковая застежка «Яка каптырмасы» XIXвек.

Серебро, позолота, сердолик, бирюза, чеканка, инкрустация

Например, воротниковые застежки «яка каптырмасы» состояли из двух пряжек-застежек.

Воротниковая застежка «Яка каптырмасы» XIXвек

Серебро, позолота, скань, зернь

Это, прежде всего, матерчатые нагрудники («изю»), отличающиеся по форме, декоративному убранству.

Женское нагрудное украшение «изю»

Позументная лента, бархат, шелк, холст льняной,

ювелирные бляхи, крой, шитье

У казанских, сибирских, астраханских татар в высшем сосло­вии, вероятно близком к ханскому окружению, бытовали драгоценные ювелирные аналоги подобным украшениям. Они выполнялись из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы (айчык), инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами.

Особо эффектным и оригинальным шейно-нагрудным украшением казанских татарок, которое в XIX веке имело распространение и у других групп этноса, была воротниковая застежка с подвесками (яка чылбыры).

Женское шейно-нагрудное украшение «Яка чылбыры» XIXвек

Серебро, топаз, бирюза, горный хрусталь, скань, литье

Ожерелья («муенса»)бусы из бисера, монет, разноцветных камней.

Ожерелье «Муенса». Начало ХХ века

Металл, серебро, стекло, ковка

Ожерелье «Муенса». Начало ХХ века

Серебро, позолота, бирюза, скань

Перевязи «хасите»–широкая матерчатая лента через правое плечо, сплошь унизанный металлическими украшениями, на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. Первоначальное надевание перевязи связано с въездом молодой в дом мужа, предохраняя от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости и богатства.

Нагрудное украшение «Хаситэ»

В силу своей самобыт­ности, это украшение отмечается всеми авторами, которые хотя бы вскользь касались татарского костюма «Мещеряки. носят наподобие ленты через плечо широкую серебряными и местными наборцами выкладенную перевясь»,— писал И. Г. Георги.

Нагрудное украшение «Хаситэ»

Серебро, хлопчатобумажная ткань, ювелирно-поделочный камень,

горный хрусталь, перламутр

Нагрудное украшение «Хаситэ»

Хлопчатобумажная ткань, позумент, стекло, бирюза, скань

«Коран савыты» (коранницы)

Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные.

Футляр для молитв «коранница» XIX век

Серебро, позолота, зернь, филигрань

Футляр для молитв «коранница» XIXвек

Серебро, сердолик, бирюза

Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи.

Футляр для молитв «коранница» XIX век

Серебро, позолота, ковка, скань, золочение

Белэзек (браслеты)

Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Этим объясняется огромное разнообразие их типов и приемов украшения: тончайшая золоченая фили­грань, инкрустированная драгоценными камнями в высшем сословии и простенькие гравированные браслеты из низко­пробного серебра у низших слоев. То же касается и перстней. «Собираясь же в гости, она унизывала ими едва ли не каж­дый палец»,— писал известный исследователь быта казан­ских татар К. Фукс.

Серебро, бирюза, гранат, позолота, скань инкрустация

Браслеты делались сплошными или составными. Сплошные — это браслеты из единого фрагмента (дрота, пластины, проволоки). Они, как правило, были не сомкнутыми и надевались путем легкого разгибания.

Составные — браслеты, состоящие из двух-трех и более фрагментов (пластин, монет, самоцветов и т. д.). Эти браслеты смыкались на руке в единое кольцо при помощи крючка и петли или специально изготовленной застежки.

Сердолик, серебро, бирюза, ковка, инкрустация

По особенностям оформления основы различаются браслеты чеканные, гравированные, гравированные с чернением, инкрустированные самоцветами, с подвесками из монет, прикрепленных к центральной части основы.

Серебро, бирюза, сердолик, скань ажурная, стекло, зернь

«Балдак», «юзек» (перстни, кольца)

Перстни – женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром.

Кольцо, начало ХХ века

Серебро, поделочный камень, ковка, инкрустация

Кольцо, конец XIX — начало ХХ века

Серебро, ковка, гравировка

Перстень, начало ХХ века

Металл белый, ювелирно-поделочный камень, гравировка

Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца. Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами.

Кольцо-печать с именем «Тюклигул Халик

Габдемухаммад бин Хасан», 1768 год

Серебро, сердолик, ковка, гравировка, инкрустация

Перстень-печать с именем «Урги Нагли», XIX век

Серебро, сердолик, бирюза, ковка, гравировка,

Бляхи

Широко использовались ювелирные бляхи, являвшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений. При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье.

Серебро, бирюза, стекло, скань

Металл, аметист, топаз, скань

Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов.

Каптырма (застежки-пряжки)

Каптырма – традиционное украшение в виде застёжки-пряжки из 2-3 блях с крючком и петлёй, с подвесками или без них. Каптырма служила для скрепления и украшения елянов, камзолов, являлась составной деталью браслетов, кашмау, кэмэров, ожерелий. В основном изготавливались из серебра. Бляхи имели прямоугольную, овальную, ромбовидную, листовидную, круглую или цветочных розеток формы.

Серебро, позолота, стекло, скань, инкрустация

Серебро, бирюза, позолота, скань, инкрустация

Каптырму украшали растительным орнаментом, арабской вязью, боковыми фестонами, вставками из агата, жемчуга, сердолика, бирюзы, гранёного цветного стекла и др. Рисунок, кайма и фон выполнялись гравировкой, чеканкой, чернением, филигранью, штамповкой, серебрением или золочением.

Ссылка на основную публикацию
Схема вязания свитера на одно плечо спицами
Совсем скоро наступают холода, поэтому пора уже задумываться над своим теплым гардеробом. Свитера, кофты, джинсы, курточки, но вот есть одна...
Стих с днем рождения подруге 14 лет
Тебе 14 лет уже исполнилось,Мы многое вместе пережили с тобой.И этот праздник должен запомниться,Путь он станет лучшим – словно неземной.Я...
Стих с днем свадьбы красивые
Всегда друг друга берегите,Цените, радуйте, любите.Во всём друг другу доверяйте,От всех невзгод оберегайте. Сплели вы судьбы воедино,Теперь навеки вы едины.Пусть...
Схема вязания свитера сверху вниз
Каждая женщина мечтает идти в ногу со временем, быть привлекательной, ловить на себе восхищенные взгляды, получать приятные комплименты. Помочь ей...
Adblock detector