Стили межличностного общения

Стили межличностного общения

Императивное общение— это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнёра — не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипулятивное— это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению. Основано на равноправии участников общения и позволяет перейти от установки на себя, к установке на партнёра.

Ритуальное общение– имеет целью поддержание связи с социумом.

9. Коммуникативная сторона общения.

Коммуникативная сторона общения – использование средств общения, подразделяемое на вербальные и невербальные.

Условия речевой коммуникации:

– наличие у участников взаимодействия общей цели;

— ожидание того, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не захотят его прекратить.

Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Следует выделить важнейшие характеристики коммуникации.

1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость сообщения. Это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации определяется именно тем, насколько удалось это воздействие.

3. Коммуникативное влияние возможно при условии, что оба участника общения "должны изъясняться на одном языке". Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся.

4. В процессе коммуникации возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами их появления являются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримиримость третьих и т.д.).

Стиль общения – наиболее характерный для человека способ взаимодействия, он отражает особенности общения человека, характеризует его общий подход к построению взаимодействия с людьми. Стиль общения – не врожденное качество, он может формироваться под влиянием личностных особенностей, воспитания, положения в обществе, профессии.

Читайте также:  Молитва верую текст на русском с ударениями

Все ситуации взаимодействия можно расположить на континууме от чисто социального общения, заданного извне, когда все действия строго регламентированы, до чисто психологического общения, когда человек совершенно не связан никакими социальными нормами и ограничениями и выражает себя максимально аутентично (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Континуум стилей общения

Соответственно, различают три основных стиля общения: ритуальный, манипулятивный и гуманистический [1] .

Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Целью его является не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: "Как дела?" отвечать "Прекрасно!", как бы дела ни обстояли на самом деле. Для российской культуры свойственно отвечать "по существу", притом нс стесняться негативных характеристик собственного бытия ("Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает" и т.д.). В данном случае человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше [2] .

Если у человека ритуальный стиль общения, он большинство ситуаций интерпретирует как ритуальные, социальные и ведет себя в них строго "по правилам". Такой человек не приемлет спонтанности, отступления от правил. Корни такого стиля – в неудовлетворенности человека своим положением среди людей. Таким образом, наличие такого стиля – признак психологического неблагополучия.

В случае использования манипулятивного стиля целью взаимодействия является намерение управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. При осуществлении манипуляции применяется широкий набор средств: отвлечение внимания, перехват инициативы, "эксплуатация" личных качеств объекта манипуляции. В качестве примера можно привести известный метод "нога-в-дверях", когда воздействие на партнера оказывается порциями: вначале ему предлагается пойти на небольшую уступку, а затем незаметно подчинить его навязанному мнению [3] . Данный метод широко распространен в сетевом маркетинге. Согласно Л. А. Петровской, умение противостоять манипулятивному стилю зависит от целого ряда факторов: достаточно высокой самооценки, твердости сложившихся убеждений, умения противостоять чужому мнению и т.п. Формированию повышенной сопротивляемости манипуляции уделяется большое внимание в практической социальной психологии [4] .

Манипуляция – это всегда манипуляция не только партнером, но и собой, т.е. "подсовывание" партнеру тех своих качеств, которые нужны в данной ситуации, "выгодны". В результате происходит деформация образа "Я" манипулятора и личности в целом.

Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодействия определяется не стремлением изменить другого, а изменением представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно друг друга целью выступает взаимная поддержка. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание и даже переживание ситуации взаимодействия. Естественно, особое внимание исследованию этого стиля уделяется в гуманистической психологии, например в работах К. Роджерса [2] .

Для гуманистического общения характерны:

  • 1) конгруэнтность опыта, сознания и коммуникации;
  • 2) детерминация не извне, а изнутри (самодетерминация);
  • 3) доверительное общение;
  • 4) отношение к другому не как к объекту, а как к субъекту;
  • 5) терапевтический эффект общения в результате взаимного самораскрытия от ощущения психологической близости с другим человеком.
Читайте также:  Стрижка с удлиненной челкой на длинные волосы

Самораскрытие в общении – это предъявление себя партнеру таким, какой я есть. Самораскрытие возможно в результате отказа от защиты своего "Я". У человека имеются две противоположно направленные потребности:

  • 1) разделение себя с другими людьми;
  • 2) страх перед другим, связанный со страхом оценки, которая может понизить самооценку.

Страх перед другими людьми включает множественные психологические защиты, которые приводят к деформациям стилей общения – возникновению ритуального или манипулятивного стиля. Отказ от защит связан с доверием другому человеку, это качественное изменение характера общения, выход в событийное пространство (где событие понимается как со-бытие с другим человеком). С выхода из ролевого общения в событийное пространство начинается личностный рост.

Это не означает, конечно, что нужно постоянно быть максимально открытым, в некоторых ситуациях это просто неуместно. Важно, чтобы человек познал весь спектр ситуаций общения и мог, опознавая их, выбирать адекватные способы взаимодействия.

Давайте разберемся, что такое стиль общения, и какую роль он играет при контакте между людьми.

Данные знания достаточно важны. Ведь, наряду с манерой общения, стиль характеризует каждого человека, а также позволят выявить его личностные особенности.

Стиль общения: что это такое

Общение состоит из трех компонентов:

  1. Содержание, определяющее предмет коммуникации, разговора.
  2. Стиль – способ взаимодействия с окружающими.
  3. Манера – использование голоса и тела для передачи устных сообщений. Она может быть уважительной, пренебрежительной, шутливой, серьезной, озлобленной, доброжелательной. При этом манера неразрывно связана с двумя другими составляющими общения.

Существует несколько определений понятия «стиль общения», предложенные психологами. Считается, что он включает в себя совокупность норм, методов, принципов, моделей поведения человека и других особенностей.

Вежливое общение

Постоянно вежливое общение с другими людьми – достаточно редкая черта. Ведь ежедневно мы отстаиваем свое мнение, делимся впечатлениями не только в домашнем кругу, но и с коллегами, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Именно конкретная обстановка определяет выбор поведения.

Современная классификация стилей общения в психологии представлена широким спектром работ ученых: Курта Левина, Сергея Братченко, Ларисы Петровской, Сергея Шеина и других.

Каждый человек отличается индивидуальным, характерным только для него стилем общения, который меняется и трансформируется на протяжении жизни. Он не считается врожденным качеством, поэтому можно говорить о его корректировке и развитии.

Также, стиль может изменяться в зависимости от собеседника и обстоятельств, но с сохранением сущностных черт, неповторимости и уникальности индивидуума.

Стилям общения присущи:

  • объективная сторона – моральные нормы, социально-культурные, социально-экономические и политические факторы, влияющие на поведение человека;
  • субъективная – личностные особенности индивидуума.

Некоторые стили могут показывать достаточную эффективность или не срабатывать при налаживании контактов в определенных ситуациях, особенно в деловом мире.

3 категории

Стили общения подразделяются на три категории, в зависимости от условий нахождения человека в определенном сообществе:

  1. Гибкий. Человек отлично ориентируется в обществе, адекватно оценивает собеседников, понимает тему разговора.
  2. Регидный. Человек не в состоянии проанализировать ситуацию и быстро выбрать тактику своего поведения.
  3. Переходной. Содержит признаки двух вышеперечисленных категорий.

6 основных стилей общения

Некоторые из стилей считаются основными и встречаются наиболее часто.

Читайте также:  Удлинить голенище сапог

Авторитарный

Авторитарному (директивному, властному) стилю общения характерно единоличное принятие решений, отдача приказаний. Их обсуждение находится под строжайшим запретом, при этом каждое предписание подлежит беспрекословному выполнению.

Начальники с таким стилем держат под контролем и оценивают каждого работника. Как правило, чиновники отличаются завышенной самооценкой, самоуверенностью, агрессивностью. Обычно, они имеют догматическое мышление, считают правильным исключительно свое мнение, а остальные даже не принимают во внимание.

Никакие дискуссии, диспуты, обсуждения не приносят положительного результата или вовсе пресекаются. Также подавляется проявление инициативы, самостоятельность, соперники дискредитируются.

Реализация авторитарного стиля основывается преимущественно на диктате и гиперопеке.

Если другая сторона начинает противодействие такому отношению, возможны затяжные конфликтные ситуации, которые негативно отражаются на социально-психологическом климате коллектива.

Манипулятивный

Манипулятивный стиль практически идентичен авторитарному. Однако, если императивное общение не завуалировано, манипулятивное — подразумевает скрытое воздействие на поведение и мысли человека.

  • ссылаются на авторитетный источник;
  • акцентируют внимание на верности, например, «я же твоя девушка», «ты же считаешься моим лучшим другом» и пр.;
  • говорят о выгоде, возможной в случае приятия его предложения;
  • жалуются на свое плохое самочувствие, усталость и пр.

Существуют многочисленные приемы манипуляций, которые часто применяются продавцами, официантами, таксистами и людьми других профессий, а также в семейных отношениях.

Демократический

При демократическом общении любая проблема обсуждается совместно. Каждому активному участнику со своими ценностями и интересами предоставляется право проявления инициативы, анализа ситуации, принятия решений.

Демократический стиль способствует:

  • правильной мотивации;
  • поддержанию нормального психологического климата в коллективе;
  • открытому высказыванию своего мнения.

В результате такого взаимодействия возникают многочисленные творческие и нестандартные решения. Психологический дискомфорт, как правило, отсутствует.

Либеральный

При либеральном стиле общения выраженный лидер отсутствует или ему отводится незначительная роль.

Совместная деятельность предусматривает минимальное и формальное взаимодействие между людьми, концентрации на процессе общения практически нет. Каждый участник, при всей доброжелательности, не вмешивается ни в какие проблемы и равнодушен к ним.

В трудовых коллективах либеральный начальник не портит отношения с подчиненными, предоставляет им свободу принятия собственных решений. При этом он отличается безынициативностью, пассивностью, незаинтересованностью и неспособностью решения проблем.

Деловой

Возможно исключительно деловое общение, которое не выходит за рамки профессионального диалога. Его участники (партнеры, руководители, подчиненные и т.д.) обмениваются информацией, касающейся сугубо деловой сферы.

Каждый диалог имеет свою стилевую окраску, которая приводит к достижению намеченной цели и позволяет показать руководящие качества начальника или профессионализм подчиненного.

Межличностное общение

Для неформальных отношений в быту, с членами семьи, друзьями, некоторыми коллегами применяется разговорно-бытовой стиль. Как правило, это устные спонтанные диалоги, не предполагающие предварительное обдумывание сказанных слов и часто сопровождающиеся эмоциональной окраской.

При неформальном разговоре часто прибегают к:

  • просторечию;
  • субъективной оценке сказанного;
  • экспрессивно-эмоциональным высказываниям;
  • сокращениям;
  • разговорно-бытовым фразеологическим оборотам.

Часто используется восклицательные и побудительные предложения.

Заключение

Проанализируйте свой стиль общения, не исключается, что его необходимо изменить. Это значительно повысит вашу коммуникабельность.

Также изучите стиль общения своих собеседников. Таким образом можно определить их черты характера и индивидуальные особенности.

Ссылка на основную публикацию
Спицы для вязания кос и жгутов
Если вы только осваиваете мастерство вязания и хотите узнать, как вязать косы на спицах, вы точно попали туда, куда необходимо....
Сон высохшее озеро
Сонник высохшее Озеро К чему снится высохшее Озеро во сне по соннику? Увидеть высохшее озеро во сне означает возникновение неожиданных...
Сон выстрел в живот
Выстрел по cоннику Миллера Если вам снится, что вас подстрелили и вы испытываете ощущения умирающего человека — значит вам предстоит...
Спонж для умывания конняку как пользоваться
Важная особенность макияжа кореянок — отдавать предпочтение уходу за кожей, а не использованию декоративной косметики. Специальный корейский термин «чок-чок» обозначает...
Adblock detector