Стиль рококо в одежде 18 века

Стиль рококо в одежде 18 века

Рококо́ (фр. rococo от rocaille «скальный») — термин, вошедший в употребление в середине XVIII века; его использовали с негативным оттенком. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства барокко». Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в.), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. В отличие от Италии стиль рококо во Франции не получил значительного распространения. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715—1722). Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно [1] . Наиболее известным художником периода Регентства во Франции является Антуан Ватто, творчество которого служит прологом к стилю рококо [2] .

В переходный период Регентства после безумств Большого стиля Людовика XIV, скончавшегося в 1715 г., искусство переместилось от дворцовых празднеств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати. Второй причиной камерности «стиля рокайля» является происхождение основного декоративного элемента от растительного завитка; этимологически термин «скальный» также связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли. В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. Отсюда слабая распространённость стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Б. Ф. Растрелли). Рококо — оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм — барокко — неоклассицизм. Ещё одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х гг. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего «стиля Людовика XV» и периодом правления Людовика XVI (1774—1792). В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Так, Д. Дидро называл этот стиль «временем испорченного вкуса» [3] .

Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель («хрящ») и ормушль («ушная раковина»). Один из наиболее ранних случаев употребления терминов «рокайль и картель» — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см. ниже). Также находим их в письме (7 апреля 1770 г.) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70-х гг.: «…поскольку Е. И. В. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям…» (цит. по документу из РГИА).

Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. (это направление получило наименование «греческого вкуса»; предметы этого стиля часто неверно принимают за «позднее рококо»), так называемый рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры [4] .

В 1960-70-е годы в отечественном искусствознании была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика всё больше утрачивает самостоятельное значение, и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами […] „Амуры божества любви“ превращаются в — putti — рококо» [5] .

Содержание

Архитектура [ править | править код ]

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil , Zopfstil ).

Читайте также:  Самый простой смоки айс

Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.

Изяществом и утонченностью, раскованностью и эротизмом, легкой манерностью стиль рококо (украшение в форме раковины) буквально смел предыдущий барокко. Позже, в 19 веке, слово «рококо» будут употреблять в насмешливом значении, подразумевая напыщенность и фривольность. Однако в наше время, это слово обозначает художественное течение, как символ культуры той эпохи.

Идеалом рококо является изящный силуэт и утонченность. Корсеты и кринолины, многоярусные прически, невероятной высоты платформы – это признаки стиля 18 века. Женская мода достигает гротеска, а мужская приближается к женской – высокие напудренные парики, обтягивающие брюки, узкие в талии камзолы и высокие каблуки носят кавалеры того времени.

Ткани для костюмов высшего общества подбирались самые дорогие: бархат, парча, кружево, шелк, в качестве пуговиц использовали драгоценные камни.

Женское платье состояло из нижней тонкой сорочки, корсета и каркаса под юбки, который во Франции назывался «панье» и изготовлялся из ивовой лозы, стальных прутьев, пластинок китового уса для придания пышности. Смелое декольте утопало в кружевах и рюшах, а на «панье» надевалась пышная юбка из множества слоев, которые создавали множество складок и волн. Также к платью был обязателен шлейф, который крепился в районе ключиц или на талии.

В мужской костюм обязательно входила ослепительная белая рубаха, с кружевными манжетами на широких рукавах и «жабо» воротником. Поверх рубахи надевали куртку «веста» из яркой ткани, застегивающуюся на талии и открывающую жабо. Узкие штаны назывались «кюлоты». Дополняли костюм перчатки, шпага, портупея и плащ.

Именно тогда в моду вошли туфли на очень высокой платформе для выхода на улицу. Связано это было с катастрофическим загрязнением улиц нечистотами. Каблук носили и мужчины и женщины. Туфли украшались шелковой вышивкой и всевозможными пряжками с драгоценными камнями. Для конных прогулок мужчины использовали высокие сапоги

Интересным изобретением эпохи рококо, несомненно, были прически, высота которых порой достигала одного метра. Составление таких «башен» было целым искусством. В волосы вплетались цветы, фигурки людей и животных. Порой прическа составлялась в виде парусников, архитектурных сооружений и даже целых военных баталий. Мужчины тоже завивали волосы или надевали парики, щедро посыпанные пудрой. Такие укладки носились неделями, что приводило к огромному скоплению насекомых, вывести которых было практически невозможно. Спали на специальных конструкциях, поддерживающих голову и сберегающих прическу.

Читайте также:  План изменения себя

Косметика в 18 веке использовалась в виде румян, пудры, и мушек. И мужчины, и женщины украшали себя огромным количеством драгоценностей: кольца, колье, браслеты, ожерелья, броши, крошечные букеты, которые прикалывали в районе декольте или на рукава. Не вышли из моды и веера, изысканно украшенные вышивкой и драгоценностями или расписанные известными художниками.

Эпоха рококо была, наверное, самой роскошной и пышной в истории моды, ставшая эмблемой французской культуры 18 века, символизирующей стремление к утонченному наслаждению.

Одним из самых женственных и неповторимых можно назвать стиль рококо в одежде, который приводит в восторг своими пышными платьями с подъюбниками и фигурой, которую охотно демонстрировали дамы 18-го века. Прошли года, и, казалось бы, данный стиль навсегда остался лишь в памяти и дорогих интерьерах, однако иногда модельеры все же используют его элементы в своих коллекциях.

Что мы знаем о стиле рококо в одежде?

Cтиль рококо – это нечто особенное, что характеризует одежду, мебель, домашнюю обстановку и живопись начала 18-го века. Стиль зародился во Франции, сменив барокко, для которого было характерно не меньшее великолепие.

Название «рококо» можно трактовать как «причудливая раковина», с различными завитками, которые и характеризуют этот соблазнительный стиль. Он демонстрировал близость к природе, пышность и богатство.

Для одежды в стиле рококо характерны объемные декорированные платья, которые дополняли туфельки с пряжками, аксессуары и высокие замысловатые прически. Время от времени дизайнеры используют отдельные элементы рококо, чтобы «освежить» свои коллекции и реализовать идеи и фантазии.

Стиль рококо в одежде: исторический взгляд

Стиль рококо – переходное направление между чрезмерно помпезным барокко и имперским ампиром.

Рококо — версальский, дворцовый стиль, сдержанный в цвете, выполненный преимущественно в пастельных оттенках. Вы нередко видели в исторических фильмах приметы, по которым можно легко распознать это направление моды. Примером являются высокие прически, пышные юбки на каркасах, откровенное декольте, через которое проскальзывает элегантное нижнее белье, заостренные лифы. В танце юбка платья немного приподнималась, и кавалеры могли наблюдать роскошную нижнюю юбку, расшитую лентами. Среди ткани доминировал королевский атлас и сатин. Наряды обильно украшались рюшами, оборками, кружевом, лентами.

Принято считать, что одежду той эпохи формировала анархия. Форма женского лифа создавала повод для кокетства, а фигура деформировалась под влиянием пластинчатого корсажа. Пышные платья красавиц обильно украшались не только лентами, но и цветами, которые могли быть как искусственными, так и живыми. Обратите внимание, что ранее искусственные цветы применяли лишь для монастырей и храмов, а в первой половине 18-го века с приходом нового стиля начали создаваться целые производственные линии по созданию декоративных бутонов для платьев. Заметим, что и сейчас в моде присутствуют шелковые цветы, которыми можно украсить не только платье, но и сумочку, туфельки, прическу, интерьер.

Некоторые черты стиля рококо в одежде

Утонченному и элегантному стилю рококо характерны следующие черты.

Осиная талия. Тончайшая талия – идеал того времени. Безусловно, далеко ни каждая дама могла похвастаться ей, поэтому для соблазнения мужчин как обычно, использовались некоторые ухищрения. В данном случае – это корсет, о котором мы уже не однократно говорили. Он безукоризненно утягивал талию и беспощадно деформировал скелет. По мнению современных специалистов, дамы той эпохи испытывали не только дискомфорт, но и некоторые медицинские проблемы из-за постоянного ношения корсета.

  • Театрализованность. Это касается и одежды, и прически, и макияжа, и походки. Женщины сильно пудрили и отбеливали лицо, и в принципе создавали себе весьма неестественный образ. Количество грима на лицах красавиц было настолько велико, что по слухам, мужчинам было нелегко их узнать при отсутствии макияжа.
  • Светлые шелковые перчатки и чулки. Были обязательным элементом одежды и наблюдались во всех нарядах.
  • Веер. Являлся дополнением ансамбля, имел разнообразную отделку бахромой, кружевом, рюшами.
  • Живые и шелковые цветы. Украшали платья и прически. Немного поздней перешли и в ювелирную продукцию в виде диадем с цветочными букетами, усыпанными бриллиантами, жемчугом, кораллами, созданными из драгоценных металлов.
  • Пышное платье. К пышным и широким платьям добавлялись подъюбники, на которых также присутствовали ленты, рюши, банты и цветы.
  • Искаженность естественных линий. Это касается не только женской, но и мужской моды, приобретающей женские очертания вместе с предметами гардероба. Круглое лицо, узкая талия и бедра, хрупкие плечи, неестественный резкий переход от талии к бедрам – это не только элементы фигуры куклы Барби, но и некоторые черты стиля рококо.
  • Пышные юбки. Назывались «панье», что можно перевести дословно как «корзина». По сути, женская фигура напоминала перевернутую рюмку. Верхняя часть тела сильно утягивалась за счет корсета, а нижняя получала неестественный объем, как бы предоставляя небольшую компенсацию корпусу.
  • Бледные цвета. Приветствовались пастельные мягкие оттенки, например, серо-голубой, бледно-желтый, светло-розовый, нежно-голубой.
  • Асимметрия. Была уместна в костюмах женщин и мужчин, а также в прическе и аксессуарах.
  • Платья на обручах. Имели куполообразную форму, что сделало юбки несколько шире, чем в период барокко. Во второй половине 18-го века юбка стала сильно расширяться в стороны, ее форма стала не круглой, а овальной.
  • Форма лифа. Кокетливый лиф открыт до глубокого выреза и вытянут вниз к талии в виде треугольника.
  • Рукава. Сужаются к локтям, где они украшаются каскадом лент, позументов, кружев.
  • Материалы. Наряды создавались при помощи ситца и атласа.
  • Роскошное нижнее белье. Поскольку белье могло «выглядывать» из-под платья, то и делали его очень красивым – шили из шелка и украшали серебром, золотом, кружевом, вышивкой.
Читайте также:  Верхние веки несколько нависали над глазами

Стиль рококо в одежде и современность

У столь величественного стиля должны быть продолжатели, каковыми можно назвать Джона Гальяно, Ральфа Лоурена, Марка Джейкобса, Вивьен Вествуд. К слову скажем, что отдельные элементы рококо применяют и другие дизайнеры стильной одежды. Dolce&Gabbana находит привлекательным рококо на моделях в своих рекламных акциях и плакатах. Неравнодушность проявляет и Миучия Прада. Звездные дивы, такие как Мадонна и Леди Гага, используют образы Марии Антуанетты на сцене.

Наряды в стиле рококо не могут прижиться в современном повседневном стиле, однако для пампезных торжеств и празднования таких счастливых событий как свадьба или юбилей, это направление сгодится. Положительные эмоции останутся от фотосессии в стиле рококо, а также различных балов и тематических мероприятий.

В 18-м веке были актуальны туфельки с устойчивым каблуком, демонстративно украшенные пряжками и завитками. Такую тенденцию можно проследить в коллекциях Марка Джейкобса и Ральфа Лоурена. Серьги, браслеты, ободки со стразами и кристаллами и по сей день являются излюбленной позицией ювелиров.

Стилистика рококо безусловно актуальна в свадебных коллекциях, например, у Stellade Libero. Воздушные, пышные, кокетливые наряды в современном мире выглядят мифично и фантастично. Как и в 18-м веке кутюрье предлагают носить свадебные наряды сиреневого, нежно-розового, светло-голубого, а также палевого и песочного цветов с различными цветочными орнаментами, вышивкой и шелковыми цветами.

Еще одним поклонником рококо в 20-м веке можно назвать Кристиана Диора с его феноменальным стилем нью-лук. Линии силуэта, напоминающие ландыш, тюльпан, колокольчик произвели настоящий фурор в свое время.

Если Вам предстоит важное событие, платье в стиле рококо можно использовать для образа. При желании дополните ансамбль высокой прической, отбеленной кожей и туфлями на невысоком устойчивом каблучке и удобной колодке. И тогда образ с элементами рококо готов!

Ссылка на основную публикацию
Спицы для вязания кос и жгутов
Если вы только осваиваете мастерство вязания и хотите узнать, как вязать косы на спицах, вы точно попали туда, куда необходимо....
Сон высохшее озеро
Сонник высохшее Озеро К чему снится высохшее Озеро во сне по соннику? Увидеть высохшее озеро во сне означает возникновение неожиданных...
Сон выстрел в живот
Выстрел по cоннику Миллера Если вам снится, что вас подстрелили и вы испытываете ощущения умирающего человека — значит вам предстоит...
Спонж для умывания конняку как пользоваться
Важная особенность макияжа кореянок — отдавать предпочтение уходу за кожей, а не использованию декоративной косметики. Специальный корейский термин «чок-чок» обозначает...
Adblock detector