Стиль ампир в одежде современный

Стиль ампир в одежде современный

Стиль ампир в искусстве и костюме связан с именем одного человека – Наполеон Бонапарт. Во времена правления Наполеона зарождается данный стиль. И именно с поражением Наполеона связан закат стиля ампир в европейском искусстве.

Стиль ампир означает имперский. Наполеон считал, что он в силах возродить Римскую Империю, завоевав и объединив всю Европу. И именно стиль Римской Империи начинает проявляться в искусстве Франции начала XIX века.

Колонны коринфского ордера, симметрия, мраморные скульптуры, в том числе античных богов, все это присуще стилю ампир. И даже триумфальная арка появляется в Париже. Словно римские императоры, которые возводили триумфальные арки в честь своих побед, Наполеон приказывает построить триумфальную арку в честь побед своей «Великой армии».

Стиль ампир в начале XIX века в основном был распространен во Франции. Параллельно с ним развивается еще один стиль начала XIX века — романтизм. И если во Франции был имперский стиль, то романтизм был присущ искусству Англии и Германии.

Единственной страной, помимо Франции, в которой в начале XIX века получил распространение стиль ампир, стала Российская Империя. И в этом также нет ничего удивительного – Россия тоже претендовала на роль наследницы Римской Империи. Есть такая фраза – «Москва третий Рим». Вторым Римом традиционно считался город Константинополь – столица Византии. А именно из Византии когда-то Киевская Русь принимала христианство.

Стиль ампир в одежде

То же самое и в моде. Мода стиля ампир в начале XIX века больше всего была распространена во Франции и в Российской Империи.
Костюм стиля ампир, как и искусство, опирался на римские традиции. В отличие от костюма предыдущего стилю ампир стиля – классицизма, одежда которого в большей мере подражал костюму Древней Греции.

Особенно римское влияние на костюм в стиле ампир было заметно в женском платье. Платье рубашечного покроя, словно римские туники, собранное в складки, так популярные в древнегреческом и древнеримском костюмах. И, конечно же, завышенная линия талии, как у римских стол, которые в Риме носили лишь замужние женщины.

Платье в стиле ампир

Платье в стиле ампир – это длинное белое платье с короткими шарообразными рукавами (рукава-фонарики), подчеркивающими плечи, и с завышенной линией талии, очень часто выделенной поясом.

До 1809 года с платьями в стиле ампир женщины еще не носят корсеты. Корсет вышел из моды сразу же после Великой французской революции конца XVIII века, как пережиток аристократической моды. Однако уже в 1809 году корсеты вновь входят в моду.

Белое из легкой ткани, часто шелковой, платье в стиле ампир по последней моде того времени зачастую надевалось влажным, чтобы ткань обтягивала фигуру и, таким образом, женская фигура напоминала белые мраморные колонны античных храмов.

В холодном климате такая мода способствовала появлению самых настоящих жертв моды. В зимнем Петербурге барышни подхватывали воспаление легких, от которого в те времена можно было запросто умереть.

Но уже в 1810-е годы платья в стиле ампир постепенно адаптируются под европейский климат. Так, платья начинают шить из более плотных и дорогих тканей, к примеру, парчи или бархата. Платья перестают быть исключительно белого цвета, однако, по-прежнему чаще всего однотонные.

Также платья украшаются вышивками. Встречаются и варианты платьев с длинными рукавами. В 1810-е годы платья в стиле ампир лишаются шлейфов, а их юбка приобретает колоколообразную неширокую форму.

Поверх платьев могли надевать короткий жакет – спенсер или же кашмирские шали. Как во времена Античности, большое значение придается драпировкам. Так, в те времена вместо фразы «хорошо одета» о женщине могли сказать, что она «хорошо задрапирована». Также модными становятся и русские шубки.

Очень часто с платьями в стиле ампир носят длинные перчатки. На шее – нитку жемчуга или небольших бус.

Что касается мужского костюма, то его главным качеством с начала XIX века становится удобство. Рюши, пышные, чем-то напоминающие юбку, брюки, напудренные парики, все это уходит в прошлое. Моду в XIX веке уже диктуют не аристократы, а представители буржуазии. То есть деловые люди, люди, работающие и ведущие активный образ жизни.

Так, в начале XIX века на смену чулкам и коротким кюлотам приходят длинные брюки панталоны – длиной до щиколоток. Такие брюки чаще всего носят с подтяжками.

Также мужчины начала XIX века носят белую рубашку с накрахмаленным стоячим воротником, пестрый жилет и сюртук. Сюртук — двубортный, длиной до бедер, с высоким воротником. Позже на смену сюртуку приходит фрак. Фрак в XIX веке был одеждой повседневной. Он мог быть различных цветов.

Фрак чаще всего носили со светлыми панталонами и более светлым по цвету, чем фрак, жилетом. На шее мужчины начала XIX века носили прообраз галстука – шейные платки, которые могли быть убранными за жилет либо завязанными различными способами, к примеру, узлом или же бантом.

И, кончено же, многие мужчины в начале XIX века носили военную форму. Ведь, не стоит забывать о том, что начало XIX века — это время Наполеона и его войн в Европе. Сам Наполеон также предпочитал носить военную форму, в которой его и изображали на парадных портретах.

Мода стиля ампир оказала большое влияние и на современный костюм. Так, фактически в начале XIX века складывается прообраз современного мужского костюма – пиджак, белая рубашка, брюки, галстук. Что касается женского платья стиля ампир, то и сегодня платья ампир – легкие платья рубашечного покроя с завышенной линий талии также актуальны. Очень популярны платья в стиле ампир в свадебной моде.

Читайте также:  Как почистить сапоги из нубука

И это не удивительно. Такие платья подходят многим. Ведь платья в стиле ампир способны скрыть многие недостатки фигуры – к примеру, зрительно сделать вас более высокими или же скрыть лишние килограммы.

Ампирная мода охватывала период Директории (1795—1799), Консульства (1799—1804) и Первой Империи (1804—1814) с некоторым влиянием на ранние годы Реставрации Бурбонов. Сформировавшись в революционной Франции, она получила дальнейшее развитие при Наполеоне и характеризовалась, как и другие проявления стиля ампир, интересом к античным образцам. Стиль продержался до 1820-х годов, постепенно сменившись викторианским.

Содержание

Характеристика [ править | править код ]

Мода этого времени развивалась в контрасте с пышной, избыточной модой XVIII века Старого порядка у французской аристократии, к которой после Великой французской буржуазной революции никто не хотел быть причастным. Люди начали одеваться с большей степенью самовыражения, нежели с прежним стремлением обозначения своего социального положения [1] . Исчезли кринолины и парики, корсеты. Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром, пропагандируемая эпохой Просвещения, способствовала появлению нового костюма, а ориентация на Древнюю Грецию и Рим — возникновению моды а-ля антик.

В этот период появляются регулярные модные журналы, выходившие раз в месяц, которые помогали мужчинам и женщинам следить за изменениями в модных тенденциях.

Женская мода [ править | править код ]

Практичное и свободное женское платье вошло в моду с оглядкой на рабочий класс женщин [2] , подчёркивая размывшиеся границы между полами и классами, а жакеты и жилеты, пришедшие из мужского гардероба, обозначали возросшую мобильность женщин [3] . Утягивающие корсеты уступили место силуэту с завышенной талией [4] . Стремление к естественности привело к моде на демонстрацию натуральной фигуры, просвечивающей через ткань, и глубокое декольте [5] . С подачи модниц периода Директории мервельёзов (Merveilleuses — причудницы) Терезы Тальен, Жозефины Богарне, мадмуазель Ланж в моду вошло то, что прежде считалось неприличным. Парижские острословы смеялись, что парижанкам достаточно одной только рубашки, чтобы быть одетыми по моде. Эта мода получила название а-ля соваж («a la sauvage» — нагая). В Англии её популяризовала Эмма Гамильтон.

«Всё в женском костюме было направлено на обрисовывание формы тела. Прозрачная батистовая рубашка позволяла видеть всю ногу, украшенную над коленом золотыми обручами. Если у женщины не видны были ноги от туфель до ягодиц, то говорили, что она не умеет одеваться. Когда дама шла, платье, кокетливо подобранное спереди и позади, обтягивающе показывало всю игру ягодиц и мускулов её ног при каждом шаге» [6] .

Но когда Наполеон стал императором, период революционных вольностей сошёл на нет, и хотя общий силуэт сохранился, оголяться дамы стали намного меньше, декольте поползло вверх. Ближе к 1804 году платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка [7] . Известна история о том, как Наполеон заметил красивую молодую даму в очень смелом наряде. Он громко вызвал её из толпы и грозно сказал: «Мадам, вы раздеты, идите оденьтесь!».

Период Империи ввёл тяжёлые шелка и бархат, массивные античные орнаменты, золотое шитьё на шлейфах платьев — их дизайн разработан к коронации Бонапарта. Ненадолго появились шёлковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт».

В княжествах Германии отказались от своей традиционной, скромной одежды и подхватили французскую и английскую моду на платья с короткими рукавами и жакеты-спенсеры [1] . В Испании же представители аристократии и высшего класса выступили против французских веяний и одевались как махи [8] .

Цвета и ткани [ править | править код ]

Были популярны светлые оттенки, свидетельствующие о высоком положении, белые, почти прозрачные ткани, кисеи. Материю научились отбеливать. Материалами служили лёгкие хлопчатобумажные и льняные ткани — муслин, батист, кисея, фуляр, кружево, креп, тюль, прозрачная шерсть — дымка.

Одежда [ править | править код ]

Платья [ править | править код ]

По внешнему виду платья напоминали рубашки и имели т. н. ампирный силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелёными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами.

Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Рубашка называлась шмиз («chemise»), сквозь него просвечивало тело. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу [6] . Декольте тоже были максимально открытыми. На парадных платьях его украшали небольшими стоячими воротниками-херусками [9] .

Молодые девушки носили платья покороче, из-под которых виднелись длинные до щиколотки панталоны. Чаще всего их делали из лёгкого шёлка — фуляра, отделывали бархатной лентой и оборками.

Пальто [ править | править код ]

Большой вырез платья, выходя на улицу, было принято прикрывать пелериной. Для этой цели надевались рединготы (от англ. riding coat — пальто для скачек) — пальто из лёгких шерстяных тканей прилегающего силуэта [10] .

С лёгкими платьями надевали лёгкое на подкладке кружевное манто, которое застёгивалось спереди на крючки.

Спенсер — короткий жакет с длинными рукавами на утеплённой ватной или меховой подкладке из чёрного, синего или коричневого бархата на шёлковой подкладке с кружевным воротником и застёжкой на крючках, также служил верхней одеждой.

Обувь [ править | править код ]

Обувь изменилась, поскольку изменились танцы и походка — из-за отсутствия кринолинов стало удобней подходить ближе к партнёрше, а облегающее платье диктовало дамам особое внимание к своей походке.

Дамские туфли шили из белого, голубого и розового цветов атласа. Обувь была без каблука с острыми, длинными носками в форме лодочки, на утолщённой кожаной подошве. Эти очень открытые туфли, подобно балетным тапочкам, завязывались белыми лентами крест-накрест на манер античных сандалий.

Читайте также:  Дизайн красивого маникюра фото

Головные уборы [ править | править код ]

Головные уборы делались на восточный образец — популярны были тюрбаны, чалмы, «китайские» шляпки, на которые шли лёгкие муслиновые и шифоновые ткани, перевивая бусами и укрепляя на нём перья брошью, а также береты со страусовыми перьями. Также носили шляпы наподобие капора на каркасе, с большими полями спереди, отделывая их лентами и кружевом, подвязывая лентами под подбородком. Цвета для них использовались бледные. Копировались также шлемы и мужские шляпы.

Аксессуары [ править | править код ]

Простые, как правило, однотонные светлые платья дополнялись множеством аксессуаров и украшений. Женщины носили белые длинные шёлковые перчатки и чулки (с серебряными стрелками, вышивкой с гирляндами дубовых и лавровых листьев); для прогулок по улице брали шёлковые зонты и ридикюли.

В начале XIX века несколько изменённый воротник-раф стал модной частью повседневной женской одежды [11] .

Шали и шарфы [ править | править код ]

Шали с яркими бордюром и кистями или бахромой были необходимым аксессуаром и стоили невероятных денег. Их производство во Франции, вместо импортных кашмировых, началось благодаря покровительству императрицы Жозефины около 1805 года. Кроме своей эстетичности, они служили защите от холода. Возник даже особенный танец с шалью.

Декольте могли прикрывать прозрачными косынками — фишю. Замужние дамы и женщины в возрасте носили боа — узкий длинный шарф из меха или перьев.

Украшения [ править | править код ]

Камеи, благодаря своим античным истокам, на какое-то время затмили бриллианты и прочее. Они изготавливались из агатов и ониксов. Популярны были медальоны с локонами возлюбленных.

Браслеты носились на руках и ногах. Ножные браслеты — на щиколотке и выше колена. Ручные браслеты и кольца надевались поверх перчаток. Носятся ожерелья и колье, несколько раз обёрнутые вокруг шеи, серьги с богатыми подвесками. Были популярными круглые и овальные броши — ими закалывали модные кашемировые шали, необходимые при лёгкой одежде. «В золотые оправы брошей вставляли античные камеи или тонко выписанные эмалевые портретные миниатюры, которые, как правило, окружали пояском из мелких бриллиантов или жемчужин. Нередко вместо резных камней и эмалевых миниатюр в броши монтировали мозаичные изображения или веджвудские неглазурованные бисквиты с двухслойными рельефами, преимущественно белыми на голубом фоне» [12] .

Причёски и косметика [ править | править код ]

В моде была белизна лица и кожи, наподобие мраморных, поэтому пудрили всё тело, могли использовать неяркую помаду. Яркая косметика не была популярна.

После Великой Французской революции происходит всеобщее упрощение моды в качестве протеста против дворянской аристократической культуры рококо. Парики и пышные конструкции из волос теряют популярность. В Париже появилась так называемая «причёска жертвы» (фр. à la sacrifié ) как подражание приговорённым к казни на гильотине. На фоне увлечения античностью распространение получают причёски, подражающие античным: «а-ля грек», «а-ля Аспазия», «а-ля Тит». Последнюю причёску популяризировала известная светская дама Тереза Тальен.

В период Директории пользовались популярностью парики с короткой причёской, причём тёмные парики чередовались со светлыми, поскольку господствовал принцип: «белокурый парик утром, а тёмный — вечером».

Вскорости произошло возвращение к длинным волосам, уложенным «а-ля грек»: волосы собирали высоко, укладывали в сеточку или в косы, завивали, украшали лентами и цветами. Лицо обрамляли различными видами локонов — плоских, круглых, спиральных, трубчатых, ленточных, стружками [13] . Сзади был пучок («узел Психеи») — из своих волос или же шиньона, закреплённого гребнями, шпильками или сетками. На лоб выбивались кудряшки. В 1810-е годы укладывали над ушами кольца из волос.

Голова украшалась диадемами и обручами, также использовались фероньерки, венки из искусственных цветов и колосьев, дубовых и лавровых листьев.

Мужская мода [ править | править код ]

Лишь двум деталям мужского костюма — жилету и галстуку — дозволялось было быть яркими. Галстуки в то время были похожи на шейные платки, которые повязывались под воротником-фатермордером. Из украшений в мужской одежде есть булавка для галстука и часы. Законодателем моды в Англии был денди Джордж Браммел, который ввёл в моду современный мужской чёрный костюм с галстуком, ставший деловой и официальной одеждой.

В Европе в эпоху регентства фрак носят в сочетании со светлыми жилетом и панталонами, которые держались на подтяжках. До 1820 года носили жилеты с одним и двумя рядами пуговиц. В эпоху бидермайер (с 1815 по 1848 годы) фрак светлых тонов является повседневной одеждой. Фраки шили из тонкого сукна, а порой и из бархата. Стали появляться галстуки других цветов, кроме белого: черные, красные, цветные. Мужские костюмы в стиле ампир были выполнены в тёмных тонах. Главным элементом являлся шерстяной фрак с большим воротником стойкой. Под фрак мужчины надевали жилет, белые сорочки и светлые панталоны. Также большую популярность приобрели сюртуки, рединготы и высокие шляпы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр.

Брюки иногда украшали лампасы с пуговицами по всей длине. К этому костюму предпочитали низкие туфли и трость.

Л-Л. Буальи — Портрет композитора Франсуа-Адриен Бойельдье (ок. 1800)

Среди многообразия модных направлений встречаются те, которые не теряют своей актуальности ни при каких обстоятельствах. В чем секрет устойчивой популярности таких стилистических решений? Как показывает жизнь, это объясняется практичностью, удобством и универсальностью определенных вещей. Благодаря этим качествам стиль ампир в одежде можно причислить к ветеранам модного подиума.

Люди давно устали от созерцания субтильных длинноногих творений, которых им навязывают в качестве общепризнанного эталона красоты. Сегодняшняя мода все больше тяготеет к классическим канонам внешности – мягкой округлости форм, женственности, утонченности и грациозности.

Читайте также:  Как рисовать вишню на ногтях

Императорское наследие или история ампира

Название стиля происходит от французского слова empire – империя. Своим появлением Ампир обязан супруге императора Наполеона. Прекрасная Жозефина была большой поклонницей античной культуры. Именно она ввела в моду того времени платья с завышенной талией – характерной чертой греческой тоги.

Стиль ампир в одежде 19 века характеризовался легкостью, простотой и естественностью. Крой платья предусматривал укороченный лиф с глубоким вырезом и рукавами-фонариками на широких манжетах. Высокую линию талии подчеркивали атласной лентой. Сзади ее завязывали красивым бантом. Нижняя часть платья мягко струилась вдоль тела. Спереди платье выглядело прямым, а сзади его присборивали по талии. Мелкие складки создавали красиво ниспадающие фалды.

Платья шили из тонких прозрачных тканей на подкладке из плотного шелка. Лиф вечерних и праздничных нарядов расшивали узорной вышивкой из золотых и серебряных нитей. Сзади пришивали тонкий шлейф, придающий наряду легкость и воздушность.

В прохладную погоду на плечи набрасывали кашемировую шаль – роскошный аксессуар. Головные уборы отличались большим разнообразием форм. В ходу были шляпки, береты, тюрбаны, чепцы и капоры. Чтобы подчеркнуть изящество и белизну рук, надевали высокие тонкие перчатки из мягкой лайки.

Длинную шею обвивали несколькими рядами жемчужных бус. На руках и ногах носили разнообразные браслеты, а пальцы рук унизывали перстни, кольца с драгоценными камнями. Популярным украшением были диадемы и длинные серьги с подвесками.

Характеристика стиля ампир будет неполной, если не упомянуть о требованиях к внешности. Красавицы XIX века отличались нежной белой кожей, округлыми плечами и высокой грудью. Ценилась естественная красота лица, поэтому косметические средства почти не использовались.

С течением времени платья избавились от шлейфа, в них появился корсет. Наряды стали все больше украшать разнообразными кружевами, оборками, рюшами. Постепенно расширялась линия плеча, талия сместилась на свое естественное место, хотя сохранилась подчеркнутая грудь. Изменилась и длина юбок – они стали заметно короче.

Кому идет платье в стиле ампир?

Прелесть императорских нарядов состоит в том, что кроме удобства и практичности они обладают редкой универсальностью. Нехитрый крой изделий настолько удачен, что украшает практически любую фигуру. Худощавые высокие девушки приобретают женственность и гибкость. Невысоких женщин платья в стиле ампир невероятно стройнят и делают выше. Для полных дамочек такая одежда особенно выгодна. В ней можно красиво подчеркнуть округлые формы груди. А неидеальную талию, большой живот и широкие бедра хорошо скрывают струящиеся складки расширяющегося подола.

Стиль ампир в современной одежде

Наряды от Жозефины доминировали в Европе в целом не очень долго, но дизайнеры одежды никогда о них не забывали. Современные кутюрье не устают разрабатывать новые модификации классического убранства. Ведь такая одежда пригодна для любой жизненной ситуации. Современный стиль присутствует в многочисленных платьях и сарафанах. Здесь отмечается характерная для ампира завышенная линия груди, окантованная широкой лентой. Сохранилась и легкость струящегося силуэта.

Верх бывает самый разный – с плечами, на бретелях, с длинным или коротким рукавом. Контур декольте зависит только от фантазии и особенностей женской фигуры. Округлый, треугольный, квадратный или овальный вырез может быть откровенно глубоким или целомудренно высоким.

Вечерние наряды исполняют, как правило, традиционного вида, в пол. Повседневные платья отличаются произвольной длиной, порой доходящей до минимальной отметки бедра. Слишком короткие модели носят обычно юные особы, сторонницы кукольного стиля baby doll.

Ампир в офисе

Представьте себе, что даже сдержанный деловой стиль с удовольствием принимает в свои ряды платья с облегающим лифом и слегка расширенной юбкой. Лаконичный крой и скромная отделка уместно выглядят в рамках самого строгого дресс-кода.

Если на предприятии декларируется демократичная атмосфера, то избыточную строгость линий хорошо смягчает веселый принт в виде контрастного гороха или цветочной композиции. Некоторую парадность и раскрепощенность образу придает кружевной воротничок, легкий жакет и сумочка яркого насыщенного цвета.

Для каждого дня

Фасон одежды совершенно не привязан к сезонности. Платья ампир – это идеальная модель ежедневного гардероба. Они одинаково хорошо смотрятся с длинными рукавами и без них. Оригинально выглядят модели, в которых ассиметричное расположение лямок или вместо прилегающего декольте волнующий «хомутик».

К модному платью отлично подходят босоножки или сандалии с тонкими ремешками, обвивающими щиколотки – своеобразное напоминание о греческом происхождении. В прохладную погоду пригодятся балетки или лодочки на низком каблучке.

На празднике

Платья в ампирном стиле – это идеальный фасон свадебных нарядов. Их изготавливают из натурального шелка, нежного шифона или тончайшего кружева. Высокая стройная невеста прекрасно выглядит в открытых сандалиях. Недостаток роста компенсирует модельная обувь на шпильке.

Чтобы максимально приблизить образ к ампиру, делают гладкую прическу с ровным пробором и спадающими на лицо тугими локонами. Длинные волосы заплетают в косы и укладывают сзади в тонкую сеточку.

В длинном платье женственно и утонченно будет выглядеть любая женщина. Обратите внимание на фото – каких только вариаций вечерних и коктейльных нарядов не придумали модные кутюрье. В праздничном фасоне лиф вполне может обойтись без бретелей, это еще больше подчеркнет плавную покатость плеч. Тонкие легкие ткани плавно располагаются по фигуре, образуя мягкие складки и воздушные драпировки. На подоле могут располагаться глубокие разрезы, что придает образу больше сексуальности и загадочности.

А длинная юбка становится настоящим произведением искусства после того, как ее украсят затейливой вышивкой, нарядным кружевом или блестящими камешками. Остается надеть на ноги модельные туфли, взять в руки изящный клатч, и весь мир сразу окажется у ваших ног.

Ссылка на основную публикацию
Спицы для вязания кос и жгутов
Если вы только осваиваете мастерство вязания и хотите узнать, как вязать косы на спицах, вы точно попали туда, куда необходимо....
Сон высохшее озеро
Сонник высохшее Озеро К чему снится высохшее Озеро во сне по соннику? Увидеть высохшее озеро во сне означает возникновение неожиданных...
Сон выстрел в живот
Выстрел по cоннику Миллера Если вам снится, что вас подстрелили и вы испытываете ощущения умирающего человека — значит вам предстоит...
Спонж для умывания конняку как пользоваться
Важная особенность макияжа кореянок — отдавать предпочтение уходу за кожей, а не использованию декоративной косметики. Специальный корейский термин «чок-чок» обозначает...
Adblock detector